Домашние задания по лексическим темам на март (подготовительная группа). Лексическая тема "Моя семья" учебно-методический материал (средняя группа) на тему Задания по лексической теме семья

В результате выполнения заданий дети должны усвоить: понятие семьи, ее состав и функции каждого члена семьи, отношения в семье (уважение, забота, любовь).
Перед выполнением заданий рекомендуется поговорить с ребенком о его семье. Пусть он ответит на вопросы, с кем живет, кто самый младший, а кто старший, сообщит, как зовут родителей, братьев сестер, где работают родители.

Задания на тему «Семья»

Задание 1. «Ласковое имя».
Игра с мячом. Взрослый кидает ребенку мяч, называя членов семьи, ребенок кидает обратно, называя ласковую форму.
Например: мама-мамочка, сын-сыночек.

Задание 2. «Один – много».
Как и в предыдущей игре можно использовать мяч. Взрослый называет члена семьи в единственном числе, ребенок – в множественном.
Например: мама – мамы, тетя – тети.

Задание 3. «Угадай, о ком речь».
Взрослый задает вопросы, дети должны правильно на них отвечать.
У кого нежный взгляд? (У мамы)
У кого сильные руки? (У папы)
Кто самый непоседливый? (Брат)
У кого самые добрые глаза? (У бабушки)
Кто самый серьезный? (Папа)
Кто самый послушный? (Сестра)
У кого мудрая речь? (У дедушки)

Задание 4. «Устала наша бабушка».
Взрослый просит повторять действия за ним.
Перед выполнением дети встают в круг.
Устала наша бабушка, (дети наклоняются вперед, руки сцепляют за спиной)
Села на порог: (садятся на корточки)
«Куда пропал, куда исчез внучок». (кладут руки на голову и качают ей)
Подумала и всхлипнула, (указательный палец прикладывают к виску, голову наклоняют)
Затем тихонько встала, (встают и выпрямляются)
Пошла вокруг да около – (идут друг за другом, руки держат за спиной)
Искать внучка сначала. (поворачиваются в разные стороны)

Задание 5. «Скажи иначе».
Взрослый показывает картинки детям с изображением представителя семьи, и говорит, что видит: «У мамы светлые волосы». Детям нужно сказать по-другому: «Мама светловолосая».
У брата голубые глаза – брат голубоглазый.
У сестры розовые щеки – сестра розовощекая.
У папы карие глаза – папа кареглазый.
У дедушки седые волосы – дедушка седовласый.
У бабушки темные волосы – бабушка темноволосая.
Задание

6. «Семейный паровоз».
Ребенку выдают два листа: один с изображением паровоза, второй с членами семьи (можно использовать фотографию), а также ножницы и клей. Задача состоит в том, чтобы наклеить лица в каждый вагон по старшинству. Например, машинистами паровоза станут бабушка и дедушка, а в первом вагоне расположатся мама и папа и т.д.

Если задание выполняют несколько детей, то по его окончанию, работы сравнивают и обсуждают (так как они могут получиться разными).

Задание 7. «Кто за кем».
Сюжетная игра. Взрослый описывает ситуацию. «Однажды семья из 6 человек: мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка, — отправилась в поход. Кто за кем шел по дорожке?»
«Пришлось им перебираться через бурелом. Ряд их распался. А когда снова они встали в колонну, то их ряд стал совсем другим. Кто перед кем идет по дорожке?»
Далее детям можно дать возможность самим придумать рассказ, несколько раз меняя героев. Предлоги можно использовать разные, например, кто между кем, кто позади всех и т.д.

Задание 8. «Где чьи вещи?»
Детям выдается карточка с изображением членов семьи и разных вещей. Формулируется задание: показать стрелочкой, кому принадлежат вещи.

Задание 9. «Подели обязанности».
Игра проводится для 2 или более детей.
Реквизит: картинки с членами семьи и орудиями труда.

Правила:
Распределяются карточки с представителями семьи. Один ребенок – один герой.
Дети поочередно выбирают картинки с изображением орудия труда и дают объяснение своего выбора.
А также, отвечают на вопрос: кто еще может заниматься этим же делом?
Тот, кто безошибочно справиться с заданием и верно объяснит выбор, выигрывает.

Задание 10. Беседа по картинке «Совместный обед».
Дети отвечают на вопросы.

Кто изображен на картинке?
Какое общее слово их объединяет?
Что делает каждый из героев изображения?
Какие чувства испытывает каждый член семьи?

Задание 11. Рассказ по картинке «Уютный вечер».
Дети описывают изображение. В случае затруднения, нужно им помочь наводящими вопросами.
После рассказа, обсудить с ребенком, почему картинка носит такое название.

Задание 12. «Моя семья» . После выполнения заданий можно предложить ребенку нарисовать свою семью.

Видео занятие на тему «Семья» в детском саду

Домашнее задание по лексической теме: "Семья"

Тема: Моя семья. Моя мама.

Дети должны усвоить: семья, ее состав, функции членов семьи; какая должна быть семья (дружная, крепкая, трудолюбивая, культурная, здоровая, заботливая, чистоплотная)

Лексика

Словарь ребенка должен включать слова: родители, мама, папа, браг, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка, родственники, родня, семья и т.д.

Грамматический строй

1. «Договори предложение»
Я ем и папа... (ест ).
Я пою и мама … (поет ),
Я шью и бабушка... (шьет ).
Я готовлю и сестра...(готовит ).
Я играю и браг...(играет ).
Я пилю и папа...(пилит ).
Я вяжу и мама...(вяжет ).
Я строгаю и дедушка... (строгает ).

2. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме)
Мама - мамочка , мамуля и т.д.
(папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внук, внучка, дядя, тетя)

3. «А у вас?» (составление предложений со значением противопоставления. Образование сравнительной степени прилагательных) :
Ваша семья большая , а наша...(больше ).
Словарь : дружная, крепкая, добрая, культурная. здоровая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, маленькая.

4. «Старше или младше?» (усвоение прилагательных в сравнительной степени. Понятия о старших и младших членах семьи):
МАМА-БАБУШКА
Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы.
Словарь : дочка - мама, папа - дедушка, сын - папа, дедушка - мама, бабушка - папа, бабушка - внучка, дедушка - внук, сын - мама.

ОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ О СВОЕЙ СЕМЬЕ:
СЕМЬЯ – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.
С кем ты живешь?
Сколько человек в твоей семье?
Кто старше всех? Кто младше всех?
Кто дети? Кто взрослые?
Как зовут твоих родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер?
Как вы живете?
Чем занимается мама, папа, брат, сестра, ты?
Чем вы любите заниматься в выходные дни?
Как проводите праздники?
К кому вы любите ходить в гости? Почему?
Любишь ли ты своих родных? За что?

ИГРА«КТО КЕМ ПРИХОДИТСЯ?»
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)

ИГРА «КТО СТАРШЕ (МЛАДШЕ)?»
Кто старше девочка или мама?
Кто младше мальчик или мама?
Кто старше девочка или дедушка?
Кто младше мальчик или бабушка?
Кто старше мама или бабушка?

ИГРА «ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?»
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

Пословицы о матери.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец матери.

Материнская ласка не знает конца.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

Домашнее задание по лексической теме: "Мой организм. Моё здоровье"

Тема: Мой организм. Моё здоровье.

Пополняем словарь:

Существительные : туловище,грудь,живлт,спина,плечи,руки,ноги,локти,ладони,пальцы, ногти,колени,пятки,шея,голова,волосы,глаза,брови,ресницы,рот,губы.зубя,язык,подбородок,лоб.

Глаголы: Прыгать, приседать, хватать, топать, кивать, дышать, смотреть, говоритьи др.

Прилагательные: голубые, зеленые, карие, блестящие, длинные, вьющиеся, короткие, светлые.

Наречия: направо, налево, вверх, вниз

Грамматика : Формирование первоначального понятия о неодушевленных и одушевленных существительных.

Дифференциация вопросов: «Кто это?», «Что это?»

Образование -множественного числа существительных

(дидактическая игра «Один-много»)

Существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов

(Д/и «Назови ласково»)

Подбор слов- антонимов (Д/и «Скажи наоборот» Например: большой-маленький, высокий- низкий, тонкий-толстый, длинный-короткий)

1. Закончить предложения одним и тем же словом в нужной форме.

1. УШИ. У человека есть … Некоторые умеют шевелить … У рыбы нет …

Я грею свои … На морозе холодно … Девочки носят сережки в …

2. РУКА. Возьми карандаш в правую …. Я рисую правой … У меня две … Я растираю свои ….. Я беру мяч двумя …

3. НОГА Я прыгаю на левой …. Сделай шаг правой …. У человека две …. У рыбы нет ….. Я опустил в воду … Я одеваю носки на ….

2. «Какое слово не подходит? Что лишнее?»:

Рука, рученька, ручной, срочно, однорукий.

Палец, палка, пальчик, пальцевой.

Голова, головушка, голый, головастик.

Кость, окостенеть, кисточка, костлявый.

Шея, ошейник, шить, шейка.

Нога, ножка, ножик, ноженька.

3. «Подбери слова»

(Какие у тебя глаза? (У меня глаза красивые, серые, большие)

Какие у тебя волосы? (У меня волосы густые, длинные, блестящие и т.д.

Какие у тебя нос, рот, уши?

« Для чего?» (Для чего нужны глаза?

(Глаза нужны для того, чтобы видеть.)

нос, уши, рот, язык, ноги, кулаки, волосы, колени)

4. Загадки. Брат с братом через дорожку живут, а один другого не видят. (Глаза)

Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим. (Язык)

У двух матерей по пять сыновей (Руки)

Если б не было его, не сказал бы ничего (Язык)

Маленький, кругленький, а весь мир видит.(Глаз)

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги)

В хлеву два ряда баранов, и все белые (Зубы)

5. Формирование навыков связной речи:

Найти и выучить наизусть загадку по теме, приклеить в тетрадь картинку –отгадку)

1. Спросите у ребенка, как называются части тела. Попросите показать, что есть на лице, на голове, на руке, на ноге (волосы, лоб, затылок, виски, брови, глаза, ресницы, нос, щеки, губы, уши, локоть, кисть, пальцы, ладонь, ногти, коленка, стопа, пятка).

2. Спросите, где у ребенка правая (левая) рука (нога), попросите показать левой рукой правое ухо, правой рукой левую щеку и т.д.

3. Поиграйте в игру: «Скажи правильно».

Ноги вверху или внизу? Нос спереди или сзади? Эта рука правая или левая? Этот пальчик на руке или на ноге?

4. «Расскажи для чего что нужно?»

Глаза нам нужны для того, чтобы видеть. Уши - … . Зубы - … . Язык - … . Колени - …. . Губы - …. . Пальцы - …. .

5. «Скажи наоборот»

6. «Составь слово»

7. «Расскажи про маленького и большого брата»

Рука - ручка - ручища.

Нога - ножка - ножища.

Глаз - ... нос - ... усы - ...

лоб -... зуб -… губы -…

8. Подберите слова, которые характеризуют состояние человека. Например, хмурый, грустный, радостный, веселый, удивленный, испуганный, смелый, трусливый, сильный, слабый.

9. Поговорите с ребенком о том, для чего мы чистим зубы, едим овощи, моем руки, стрижем ногти, делаем зарядку.

10. Объясните значение выражений:

· Обвести вокруг пальца;

· Задирать нос;

· Держать себя в руках;

· Голову повесить;

· Когда голова думает, язык отдыхает.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Вы поможете своему ребёнку стать более любознательным,

развитым и успешным, если закрепите с ним следующий материал

по теме: «МОЯ СЕМЬЯ».

Дети должны усвоить:

Семья (её состав, функции членов семьи).

Какая должна быть семья (дружная, крепкая, трудолюбивая, культурная, здоровая, заботливая, чистоплотная).

Лексика.

Словарь ребенка должен включать слова: родители, мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка, родственники, родня, семья и т.д.

Задание 1. Игра «Подбери признак».

Мама (какая?) – ласковая, добрая, нежная, заботливая…

Папа (какой?) – смелый, сильный, строгий, веселый…

Бабушка (какая?) - ...

Дедушка (какой?) - …

Задание 2. Игра «Назови ласково».

(образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме).
Пример: Мама - мамочка , мамуля и т.д.

Папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внук, внучка, дядя, тетя.

Задание 3. Игра «Кто кем приходится?»

Кто девочка для мамы? - дочка

Кто мальчик для мамы? - сын

Кто мальчик для девочки? - брат

Кто мама для папы? - …

Кто девочка для дедушки? - …

Кто мальчик для бабушки? - …

Кто мама для бабушки? - ….

Кто папа для мамы? - …

Кто папа для бабушки? - …

Задание 4. Игра «Кто старше (младше)?».

(усвоение прилагательных в сравнительной степени; понятия о старших и младших членах семьи).

Пример: Папа - сын - папа старше, а сын младше.
Словарь : дочка - мама, папа - дедушка, сын - папа, дедушка - мама, бабушка - папа, бабушка - внучка, дедушка - внук, сын – мама.

Задание 5. Игра «Наоборот».

Старший – младший

Взрослая – маленькая

Пожилой – молодой

Человек больной – здоровый

Сильный – слабый

Веселый – грустный

Добрый – злой

Задание 6. Игра «Чей, чья, чьё, чьи».

Бабушка носит халат. Халат чей? – бабушкин

Папа носит галстук. Галстук чей? – папин

У мамы есть шарф. Шарф чей? - ….

У Пети есть мяч. Мяч чей? - …

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? - …

Мама носит шляпу. Шляпа чья? - …

Таня носит платье. Платье чьё? - ….

Папа надел пальто. Пальто чьё? - …

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? - …

Мама надела сапоги. Сапоги чьи? - …

Задание 7. «Посчитай».

(образование числительных).

Пример: Один брат, два брата, три брата, 4 брата, 5 братьев.

Сестра, бабушка, дед, дочка, тётя, т.д.

Задание 8. Игра «Назови много».

Пример: Брат – братья , сестра – сёстры.

Мама, бабушка, дядя, сын, дочь, внук, внучка.

Задание 9. Загадки.

(развитие мышления, внимания, смекалки).

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша... (мама )

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? -

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа )

Кто любить не устает, Он трудился не от скуки,

Пироги для нас печет, У него в мозолях руки,

Вкусные оладушки? А теперь он стар и сед -

Это наша... (бабушка ) Мой родной, любимый... (дед )

Задание 10. «Договори предложение».

(грамматический строй)
Я ем и папа... (ест ).
Я пою и мама … (поет ),
Я шью и бабушка... (шьет ).
Я готовлю и сестра...(готовит ).
Я играю и браг...(играет ).
Я пилю и папа...(пилит ).
Я вяжу и мама...(вяжет ).
Я строгаю и дедушка... (строгает ).

Задание 11. «А у вас?».

(составление предложений со значением противопоставления; образование сравнительной степени прилагательных).
Пример: Ваша семья большая , а наша...(больше ).
Словарь : дружная, крепкая, добрая, культурная, здоровая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, маленькая.

Задание 12. «Составь рассказ о своей семье».

(связная речь).
Образец рассказа:

Меня зовут Смирнов Виктор. Мне четыре года.
Я живу в городе Нижняя Тура.

Мой адрес: улица Беговая, дом 2, квартира 5.
Моего папу зовут Иван Петрович. Он работает врачом.
Мою маму зовут Вера Сергеевна. Она учитель.
Мою сестру (брата) зовут …. Она (он) учится в школе, (ходит в д/сад).

Задание 13.

Нарисуй свою семью.


Логопедический уголок играет важную роль в работе с семьей. Наглядно-информационный материал по лексической теме «Семья» может быть использован при оформления уголка логопеда в средней группе. Данный материал включает игры на развитие мелкой моторики, игры на формирование лексико-грамматических категорий, советы и рекомендации родителям по проведению бесед с ребенком по изучаемой теме.

Проверьте, знает ли Ваш ребёнок:

  • Что такое семья (родственники, родные люди)?
  • Состав своей семьи?
  • Названия ближайших родственников (сестра, брат, дядя, бабушка и т.д.)?
  • Имя и отчество мамы и папы, их профессии?
  • Кто он для бабушки с дедушкой (внук, внучка), для родителей (сын, дочка), для брата и сестры?

Выполняйте вместе с ребёнком упражнение для пальцев «Семья»:

Этот пальчик — дедушка, (загибаем пальцы по одному, начиная с большого на одной руке)
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папа,
Этот пальчик — мама,
Это пальчик — я,
Вместе — дружная семья. (сцепляем и сжимаем пальцы рук)
Эти пальцы — дедушки, (загибаем пальцы на обеих руках)
Эти пальцы — бабушки…
Эти пальчики — девочки и мальчики.

Вместе с Вами учим детей.

Объясните ребёнку, что такое семья (родные люди). Назовите всех членов своей семьи (мама, папа, сын, дочка), рассмотрите фотографии ближайших родственников (дедушка, бабушка, тётя, дядя).

Объясните малышу, что его можно назвать просто по имени (например, Маша), а можно назвать ласково (Машенька). И всех членов семьи тоже можно назвать ласково: мама – мамочка, мамуля, бабушка – бабуля, бабулечка.

Придумайте как можно больше ласковых слов.

Называем членов семьи в единственном и множественном числе.

1. Игра «Один-несколько»

Инструкция: у тебя есть бабушка, а у ребят есть… кто? (бабушки) У тебя есть сестра, а у других ребят есть… (сестры)

2. Игра «Один-много»

Инструкция: одна дочка, а много… кого? (дочек)

Используем в речи прилагательные.

Предложите малыш придумать о каждом члене своей семьи по два-три красивых слова:

  • Мама (какая?) – хорошая, добрая, красивая.
  • Папа (какой?) – высокий, сильный и т.д.

Используем в речи глаголы.

Предложите ребенку ответить, что делает мама/папа/сестра/бабушка и т.д.

  • Мама (что делает?) – заботится, любит, обнимает, готовит
  • Папа (что делает?) – чинит, играет, работает, помогает и т.д.

Подберите картинки лото или найдите картину с изображением семьи. Пусть малыш отвечает, глядя на картинки – это поможет ему быстрее найти правильный ответ и усвоить полученные знания по лексической теме «Семья».

Жураковская Янина Викторовна,
учитель-логопед высшей категории,
ГБОУ детский сад № 864, г.Москва

1. Рассматривая семейные фотографии обсудить, кто есть в нашей семье/с кем живём, как кого зовут, кто кем работает.
Рассмотреть вместе изображения семьи на картинках в книжках.

2. Подбор прилагательных к существительному
мама (какая? веселая, любимая, заботливая, ласковая, строгая, красивая, умная)папа (какой?)бабушка (какая?)дедушка (какой?)

3. Подбор глаголов к существительному
мама (что делает? заботится, готовит, стирает, убирает, гладит, шьёт, моет…)папа (что делает? работает, ездит на машине, читает…)сестра/брат (что делает?)бабушка/дедушка (что делает?)

4. Употребление глаголов в прошедшем времени (мама сегодня обед готовит, а вчера…готовила, папа сегодня работает, а вчера…)

5. Назвать ласково (мама…мамочка, папа, баба, дед, сестра, брат, дядя, тётя)

6. Чьи/Чья/Чей/Чьё?
У мамы часы. Часы чьи? (мамины)У папы очки. Очки чьи? (папины)Катя надела валенки. Валенки чьи? (Катины)Тётя надела сапоги. Сапоги чьи? (тётины)Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)У Вани есть мяч. Мяч чей? (Ванин)У папы машина. Машина чья? (папина)У Оли кукла. Кукла чья? (Олина)Катя носит платье. Платье чьё? (Катино)Дядя надел пальто. Пальто чьё? (дядино)

7. Пальчиковая гимнастика
Загибать пальцы по одному: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я.Это вся моя семья.

8. Рассказать и обсудить или обыграть (игрушками или с помощью пластилина) сказку «Репка»

9. Песенки«Песня мамонтёнка», «Папа может», «Бабушка рядышком с дедушкой»

У меня семья большая.

Очень дружная такая.

Мама, папа, Оля, я -

Вот и вся моя семья.

Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу, А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушкеЛуч крадется золотой.

И сказала я лучу:– Я тоже двигаться хочу!

Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто, –Посидим и в тишине!..

11. Загадки
Своими словами описать членов семьи.

Загадки в стихах:

Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: всех милее наша...

Книжки вечером читает и всегда всё понимает, даже если я упряма, знаю, любит меня…Борщ в тарелке вкусный самый, так готовит только…

У слона, гиппопотама тоже добрая есть…

Утром каждым в доме драма - кашу есть не хочет …

Кто любить не устаёт, пироги для нас печёт, вкусные оладушки? Это наша…

Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки, а теперь он стар и сед - мой родной, любимый…

Кто любит и меня, и братца, но больше любит наряжаться? Очень модная девчонка, моя старшая...

Я у мамы не один, у неё ещё есть сын, рядом с ним я маловат, для меня он - старший…

Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная…