Конспект занятия по морально – этическому воспитанию в старшей группе на тему: «О дружбе и друзьях. Конспект занятия в старшей группе "Дружба начинается с улыбки" план-конспект занятия (старшая группа) на тему Интегрированное занятие о дружбе в старшей гр

Цель: формировать у детей положительные дружеские взаимоотношения со сверстниками, побуждать их к добрым поступкам.

Познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений.

Формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других, положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку, закреплять умение участвовать в совместной игре.

Обогащать словарный запас вежливыми словами, формировать опыт вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения; побуждать использовать в речи фольклор музыки.

Оборудование: игрушка кота Леопольда, мольберт, прикрепленное на него дерево из бумаги формата А3, картинки: солнышко, тучка, колобок, портфель (по количеству детей), шарик, сундучок «Секреты дружбы», сюжетные картинки, мультимедийный экран, презентация PowerPoint на тему: «Кто с кем дружит», рисунки дерева по количеству детей, цветные карандаши, телевизор,DVD,диск с мультфильмом «Лунтик»,магнитофон, аудиозапись песни « Если добрый ты», « Дружба начинается с улыбки», « Дружба» (гр. Барбарики»

Ход занятия

I.Организационный этап.

Дети входят в зал, встают врассыпную

На экране появляется тема занятия (Приложение № 1)

Здравствуйте, ребята! Поздороваемся с гостями!

Обращает внимание на мольберт. (Приложение № 2)

Посмотрите, какое здесь красивое дерево. Давайте нарядим его в соответствии с нашим настроением. Постарайтесь сейчас оценить ваше состояние и повесить ту картинку, которая вам ближе. Я предлагаю вам картинки:

"Солнышко" - если у вас хорошее настроение;

"Портфель"- если вы готовы получать новые знания;

"Колобок" - если вы устали;

"Тучка"- если у вас плохое настроение.

Дети выходят к мольберту и "наряжают" дерево.

Я бы тоже хотела принять участие! У меня отличное настроение и я закреплю "Солнце" вот сюда (воспитатель передвигает свой предмет).

Я вижу, что у вас сегодня хорошее настроение, давайте поделимся этим настроением с теми, кто рядом.

К тебе я обращаюсь, друг.

Вставай скорее с нами в круг!

Почувствуй радость и тепло,

И как с друзьями хорошо!

А теперь повторяйте за мной:

Пусть наша добрая улыбка (приложить руки к губам)

Согреет всех своим теплом (приложить правую руку к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (вытянуть руки вперед)

Делится счастьем и добром (взяться за руки)

Молодцы! Как приятно чувствовать друг друга!

Вы обратили внимание, как сегодня много у нас гостей. Не все гости знают, как вас зовут, а после игры узнают.

Проводится упражнение «Назови соседа ласково по имени».

Передавая шарик по кругу и используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем: «Здравствуй, Варенька!» Тот обращается к следующему ребенку: «Привет, Полиночка!»

Дети садятся на стульчики.

Сейчас я прочту вам стихотворение.

Если дело не идет

И не спорится работа,

Друг к тебе всегда придет,

С другом справишься в два счета!

Ну а если вдруг у друга

Что-нибудь случится,

Поспеши к нему на помощь-

Может пригодиться!

Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

(О дружбе, о друге)

Что такое дружба?

Случалось ли вам приходить на помощь другу? В каких ситуациях? (Да. Помогаем развязать шарфик, застегнуть молнию...)

А с кем можно дружить? (С тем, кто нравится тебе. С тем, кто делится с тобой. С тем, кто не обижает тебя.)

Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?

(Без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить и поиграть.)

Что друзья могут делать вместе?

(Играть, работать, учиться, отдыхать, смеяться, шутить, разговаривать)

Звучит песня « Если добрый ты» из мультфильма про кота Леопольда (Приложение № 3)

Ребята, вам знакома эта песня? Из какого мультфильма она?

Посмотрите, кто пришел сегодня к нам в гости? (Кот Леопольд)

Леопольд: Здравствуйте, дети! Вы узнали меня?

Я слышал, что вы очень дружные ребята и решил обратиться к вам за помощью. Помогите мне подружиться с мышами. Они совершенно не умеют дружить, и не знают, что это такое.

Очень жить на свете туго

Без подруги или друга

Без тебя и твой щенок

Нестерпимо одинок.

Ребята, давайте раскроем Леопольду секреты дружбы, а поможет нам в этом волшебный сундучок.

Достает сундучок «Секреты дружбы».

Первый секрет «спрятан» в песне. Слушаем….

Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки». (Приложение № 4)

Так с чего же начинается дружба?

(С улыбки)

Вот так легко мы разгадали с вами первый секрет дружбы: «Чаще улыбайся - и у тебя будет много друзей».

Давайте возьмемся за руки и каждый, глядя соседу в глаза, подарит самую добрую и приветливую улыбку.

Дети читают стихотворение «Никогда не меняйте друзей» (Елена Карабеля)

Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней —
Ближе друга на свете нету.

Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернётся к тебе,
Новым другом его не заменишь.

И не стоит друзей обижать —
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.

Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!

Следующий секрет « зашифрован» в картинках.

Выставляются сюжетные картинки (Приложение № 5)

Чтобы его расшифровать, внимательно рассмотрите эти картинки. Попробуйте определить, что в них общего?

Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации.

(На всех картинках люди помогают друг другу, животным, растениям).

Это еще один секрет дружбы - помогай всем, кто нуждается в помощи и у тебя будет много друзей.

Танец « Дружба» (детская группа « Барбарики») (Приложение № 6)

Ребята, я предлагаю посмотреть мультфильм про Лунтика (Приложение № 7)

Можно ли сказать, что Лунтик - настоящий друг?

По какому поступку вы это опередили?

Вы много смотрели серий про Лунтика, дайте ему характеристику?

(Доброжелательный, вежливый, смелый и т.д.)

Вы хотели бы иметь такого друга, как Лунтик?

Среди ваших друзей есть друзья похожие на Лунтика по его качествам?

А что значит быть доброжелательным? Как другие узнают, что ты человек, желающий добра?

(Надо не вредничать, не жадничать, никого не обижать).

Молодцы! Это еще один секрет дружбы - быть доброжелательным.

Ребята, вы смотрите много мультфильмов, дома и в саду вам читают много различных сказок. Я вам предлагаю поиграть в одну очень интересную игру.

Игра: «Кто с кем дружит» (Приложение № 8)

1.Доверчивый Буратино и (Мальвина).

2.Смешной мишка Винни - Пух и (Пятачок).

3.Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили - не тужили. Назовите этих друзей - музыкантов (Бременские музыканты: петух, кот, пёс и осёл).

4.Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда).

5.Зелёный крокодил Гена и (Чебурашка).

6. Маша и (Медведь)

Молодцы, ребята!

Сегодня мы узнали о разных секретах дружбы. Давайте вспомним их.

(Чаще улыбайся. Помогай всем, кто нуждается в помощи. Будь доброжелательным).

Творческая работа «Дерево дружбы» (Приложение № 9)
- Вы получили листочки с рисунком дерева без корней. Раскрасьте свое дерево и нари-суйте у этого дерева столько корней, сколько у вас друзей.

Как чувствует себя дерево, если у него мало корней?
- Ребята, давайте подарим наш сундучок с секретами дружбы и рисунками « Дерева дружбы» Леопольду, для того, чтобы он рассказал о них мышатам и показал, сколько бывает друзей.

Леопольд: Большое спасибо, вам, ребята. Мне было очень приятно с вами познакомиться. За вашу доброту я приготовил для вас угощение.Вручает детям угощение.

Леопольд Я побегу скорее к мышатам. До свидания!

Ребята, давайте встанем в круг.

Снова в круг мы вместе встанем

Руку дружбы мы протянем - выставляют вперед правую руку

Мы с вами дружим, и будем стараться соблюдать все секреты дружбы - делаем пирамиду из рук.

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.

Удачи, вам дорогие ребята!
Старайтесь помогать друг другу.
Дружите друг с другом.
Хороших вам друзей!

Юлия Ушакова
«Урок дружбы». Развлечение для детей дошкольного возраста на нравственную тему

Урок Дружбы

(развлечение на нравственную тему )

Мотивация : воспитание положительных качеств характера, формирование у детей понятий о дружбе и взаимном уважении .

Рекомендации : в гости к детям приходит кот Леопольд – любимый ими сказочный персонаж, известный своим добродушием и миролюбием. Он расспрашивает ребят, дружны ли они между собой . В ходе небольшой беседы выясняется, что некоторые дети не всегда ведут себя красиво по отношению к другим. Тогда кот Леопольд рассказывает детям сказку о том, какое испытание прошла дружбы двух воробьев – Чика и Чирика.

На примере сказки Михаила Пляцковского «Уроки дружбы » Леопольд доступными детскому пониманию словами пытается объяснить, что жадность не красит человека, а наоборот, портит его, а внимательное отношение к другому и доброта – ценные качества характера.

Двое детей в костюмах воробьев разыгрывают небольшую сценку по мотивам сказки М. Пляцковского «Уроки дружбы » .

Действующие лица : Кот Леопольд, Чик, Чирик.

Ход мероприятия

Леопольд : Жили два воробья – Чик и Чирик….(звучит веселая мелодия «Вылетают» и танцуют два ребенка-воробья. После танца по очереди кивают головой и, шаркнув ножкой, представляются : Чик и Чирик. Друзья «улетают» . Чик вскоре возвращается с небольшой коробкой. Он ставит ее на маленький столик и открывает. Леопольд продолжает свои рассказ)

Леопольд : Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

Чик : (прижимая к себе коробку, вслух размышляет) . Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется. Лучше я сам все съем….(Звучит веселая музыка. Чик с жадностью поспешно «клюет» зернышки, после чего переворачивает коробку и стучит по ее дну. С сожалением вздыхает и, волоча за собой пустую коробку, уходит).

Леопольд : Так и склевал все зернышки Чик один. А когда ящик переворачивал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю….(Появляется Чирик. Звучит музыка А. Рубаха «Воробей» . Чирик прыгает по земле, найдя зернышки, аккуратно собирает их в пакетик, который вытаскивает из кармана костюма. Появляется Чик).

Чирик : Здравствуйте, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

Чик : (пристыжено отмахиваясь) . Ты нашел – ты и ешь.

Чирик : Но мы же с тобой друзья! А друзья все должны делить пополам. Разве не так ?

Чик : (опустив голову,шепчет) . Ты, наверное, прав (Чирик высыпает из пакетика зернышки и делится с другом) .

Леопольд : Чику стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка – значит обидеть его.

Чик (взяв зернышки благодарит друга) : Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок … дружбы !

Обнявшись, исполняют песню «Все мы делим пополам» , слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского. Дети-воробьи кланяются и «улетают» .

Леопольд : Ребята, какой урок преподал Чирик Чику ?

Дети : Чирик дал понять Чику, что между друзьями не может быть секретов, они должны быть честны и справедливы друг к другу.

Леопольд : А кто из вас может похвастаться своей дружбой ? (Один из детей тянет руку : «Я! Я могу!» ) Как тебя зовут? (Ребенок выходит и называет сое имя) . Что ты можешь рассказать нам о своем друге?

Ребенок : Чик-чирик, чик-чирик-

Я птичий выучил язык!

Как воробей я говорю,

И даже песенки пою!

(Е. Арсенина)

Исполняет «Воробьиную песенку» , сл. П. Синявского, муз. З. Компанейца. Дети подпевают в припеве.

Леопольд : О чем поется в этой песенке, ребята?

Дети : В этой песенке поется о дружбе между человеком и воробьем.

Леопольд : В чем вы видите проявление их дружбы ?

Дети : Для того, чтобы лучше понять воробья, который поселился возле кормушки….(называют имя ребенка, исполнявшего песню) выучил птичий язык. Он подкармливал своего пернатого знакомого и даже кошек в своем районе заставил с уважением относиться к нему. А воробей в благодарность за заботу и внимание развлекает мальчика : поет и даже пляшет вприсядку.

Леопольд : Как вы считаете, можно ли….(называет имя ребенка) назвать настоящим другом?

Дети : Можно!

Леопольд : А почему?

Дети : Потому что….(называют имя ребенка) заботится о слабом и беспомощном воробье, всячески оберегает и опекает его. Он настоящий верный друг.

Леопольд : Есть одна очень хорошая песня, которая так и называется «Настоящий друг» . Давайте ее послушаем. Слова этой песни написал известный детский писатель и поэт Михаил Пляцковский. Он же является автором сказки «Уроки дружбы » и слов песенки «Все мы делим пополам» , которую исполнили для вас Чик и Чирик их этой сказки. Музыку к песне «Настоящий друг» написал композитор Борис Савельев. Давайте послушаем эту песенку…

Выходят один или несколько детей и исполняют песню «Настоящий друг»

Далее проводится игра «Твой друг» . Кот Леопольд предлагает детям встать в круг и рассказать о своих друзьях, которые есть среди игроков. Например, в центр круга выходит один ребенок и говорит : «Витя – мой настоящий друг, потому что…» . Далее в круг выходит Витя и говорит о своем друге, и так далее. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не окажутся все дети. После игры четверо детей исполняют «Песенку четырех друзей, сл. М. Вольпина, муз. Н. Богословского.

Есть много поговорок, пословиц о дружбе и товариществе . Например, «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» . О чем эта пословица?

Дети : Эта пословица о том, что хорошо иметь много друзей…

Леопольд : Правильно. Так говорится тогда, когда друзья выручают в беде или помогают в какой-либо ситуации своим советом, участием, вниманием или делом. А вот еще пословица : «Не в службу, а в дружбу » , так говорят, когда просят о какой-либо помощи. Ребята, а какие вам известны русские народные пословицы или поговорки о дружбе ?

Дети пересисляют :

Друзья познаются в беде;

Старый друг лучше новых двух;

Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты;

Далее в записи звучит песня «Дружат дети всей Земли » , сл. В. Викторова, муз. Д. Львова-Компанейца. Леопольд организует детей лоя игры «Хоровод дружбы » : показывает им движения, дети повторяют.

Шире круг, шире круг,

Музыка зовет (дети делают несколько шагов от центра круга)

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод! (дети идут по кругу вправо)

Дружат птицы в вышине ,

Дружат рыбы в глубине (дети останавливаются, поднимают вверх руки, плавно покачивая руками, наклоняются)

Дружит с небом океан ,

Дружат люди разных стран . (дети кладут руки на плечи друг другу и, стоя на месте, покачиваются в такт музыке).

Дружат солнце и весна ,

Дружат звезды и луна…

(дети берутся за руки, идут влево по кругу)

Дружат в море корабли ,

Дружат дети всей Земли ! (дети сходятся к центру. Держась за руки, поднимают их вверх. Далее повторяются первый куплет и движения).

Леопольд : Что вам особенно сегодня запомнилось, какие выводы вы для себя сделали? (Ответы детей ) . Ребята, живите дружно !

Сказочный персонаж прощается с детьми и уходит.

Цели занятия:

Дать детям возможность глубже осознать, что такое надёжные друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное; объяснить, что надёжным может называться только тот, кто ни разу не обманул, не нарушил обещания, не совершил предательства; закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление. Расширять знания детей о дружбе; развивать умения аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.
Методические приёмы: проблемные ситуации.
Оборудование: мяч, плакаты с неоконченными предложениями, музыкальное сопровождение, элементы инсценировки сказки. Выставка рисунков «В стране Дружбы»; книжная выставка по теме.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети слушают песню «О дружбе» И.Шаинского.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей)

Да, мне хотелось бы поговорить с вами о дружбе и друзьях. Взрослые часто говорят нам: «Нужно быть дружными, дружно жить»

А что значит дружба, друг? (ответы детей)

Почему мы называем другом только некоторых людей?

Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя)?

Рассказы детей.

Воспитатель: Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить.

Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее. Сейчас мы поиграем.

Игра «Клубок»

На что похож клубок? (солнце, колобок. Дети сидят в кругу, первый ребенок разматывает клубок, а конец нити зажимает и передает его рядом сидящему, при этом говорит о хороших качествах товарища (Мне очень нравится с тобой играть, ты такая добрая, мы с тобой хорошие подруги и т.д.) И так разматывают клубок.
Воспитатель: – Что помогает, а что мешает дружбе? Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.
«Психологическая загадка». По описанию детям необходимо догадаться, какое качество характера человека загадал ведущий: «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». (
Миролюбивый ). «Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (Ответственный ). «Человек, любящий трудиться» (Трудолюбивый ). «Человек, который знает свои недостатки» (Самокритичный ). «Человек, всегда готовый помочь» (Отзывчивый ) Для того чтобы дети точнее поняли значение этих слов, можно их попросить составить предложение с этими словами или по «отгадке» составить описание качества.
Упражнение «Темные и светлые мешочки». На листе нарисованы два больших мешка, достаем заранее заготовленные таблички, на которых написаны качества людей, и предлагаем детям коллективно рассортировать эти качества на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблицы к доске («складывать в мешки»). При этом под темными «качествами» будут пониматься те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению. Соответственно, под «светлыми» те, которые помогают.
Упражнение «Светофорики». Ребятам раздаются зелено-красные «светофорики» - кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром примерно 4-5 сантиметров. Ведущий указкой показывает качества, помещенные в мешочки в предыдущем упражнении. Детям необходимо подумать, присутствует ли у них это качество, и ответить при помощи «светофорика». «Да» - зеленый цвет, «нет» - красный. (Ведущий тоже играет) Затем ведущий спрашивает, были ли ребята, у которых есть качества только из одного мешочка. Вместе с детьми делаем вывод о том, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные» и «светлые» качества.

Воспитатель: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Один за всех и все за одного.
4. Дружба – самое дорогое сокровище.
5. Дружба-дороже денег.
6. Без друга в жизни туго.
Воспитатель: – А как много книг о дружбе!
Воспитатель проводит викторину.
1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)
2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)
3. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.)
4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.)
5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке?Назовите их.(Львёнок и черепаха.)
6. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.)
Воспитатель: -Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. Какое надежное и емкое слово – дружба! А как вы думаете, есть ли друзья среди животных? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в дружбе с животным? Дети отвечают.

Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.
Воспитатель: Значит, друзьями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов. Мне приятно заметить, что путешествовали вы с радостью.
Воспитатель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы и придумать правила.
Воспитатель: Что же у нас получилось? (Правила записываются: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить
Не злиться
Не жадничать
Помогать друг другу
Быть честным
Итог. Сюрпризный момент.
– Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которой еще нет друзей. - А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку. - Теперь я спокойна за вас, Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.
Релаксационная музыкальная пауза . - Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

Татьяна Коробских
Конспект открытого занятия «Секреты настоящей дружбы» в старшей группе

Секреты настоящей дружбы

(непосредственно образовательная деятельность в старшей группе )

Задачи :

Систематизировать представления о понятиях «друг» и «доброжелательность» ; развивать доброе отношение к окружающим; учить высказывать свои мысли четко, ясно, понятно; закреплять знания пословиц и стихов о дружбе , воспитывать желание и готовность помогать другим.

Материал : аудиозапись песни «Настоящий друг » , «Улыбка» , мультфильм «Крошка Енот» , сюжетные, разрезные картинки, фланелиграф, солнышко, туча, заготовка дерева, карандаши, цветная бумага.

(Под аудиозапись песни «Настоящий друг » воспитанники входят в зал.)

Ребята давайте вмести с вами пальчиковую гимнастику :

«Дружба »

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с вами подружим ,

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять,

Можем мы теперь играть,

Бегать, прыгать, танцевать.

Вос. - а давайте прислушаемся что за музыка звучит и о чем она.

Ребята, вы узнали какая песенка звучит?

Очем она?

Дети- О дружбе , о том что с друзьями всегда интересно, что друзья всегда выручают в трудную минуту.

Вос. - Вы согласны с этим?

Вос. – вы очень сообразительны и уже, пожалуй, догадались, о чем сегодня мы будем говорить? Конечно же, о настоящей дружбе . А у нее есть свои секреты , которые мы попытаемся разгадать. И при этом если правильно разгадаете, то получите часть картинки которую мы с вами затем соберём и получится что-то интересное.

Вос. - Ребята попробуем?

Дети –Да!

Вос. – Давайте возьмемся за руки, и пойдем искать первый секрет .

(Воспитанники берутся за руки и идут по залу до телевизора)

Вос. - Детки, а первый из секретов спрятан в мультфильме.

(проводится просмотр отрывка из мультфильма «Крошка Енот» )

Вос. - Как вы думаете, какой секрет дружбы спрятан в мультфильме?

С чего же начинается дружба ?

Вос. - Правильно дружба начинается с улыбки !

(звучит потихоньку музыка «Улыбка» )

Вос. -Конегно же, дружба начинается с улыбки . Когда вы видите улыбающегося вам человека, что вы про него думаете?

Какой это человек?

Воспит- Добрый, доброжелательный.

Вос. – А что значит быть доброжелательным?

Воспит. - Всем желать добра.

Вос. - А как другие узнают, что ты человек, желающий добра?

Воспит. – Не надо вредничать, жадничать, никого не обижать.

Вос. – Ребяти вот как легко мы с вами разгадали первый секрет дружбы . И за это получили первую деталь нашей бедующей картины.

Вос. – Вам понравилась?

Воспит. –Да!

Вос- Воспитанники о друзьях говорить всегда приятно. Многие писатели и поэты пишут рассказы и стихи о дружбе . А кто из вас знает стихи о дружбе ?

Воспит 1.- Никогда не меняйте друзей.

Их нельзя разменять как монету.

Вы поймёте это поздней –

Ближе друга на свете нету.

Никогда не теряйте друзей,

Ту потерю ничем не измеришь.

Старый друг не вернётся к тебе,

Новый другом его не заменишь.

Воспит 2.- И не стоит друзей обижать-

Станет раной на сердце обида,

Хоть друзья и умеют прощаться,

Дверь в их душу будет закрыта.

Нужно дружбу беречь всегда .

Это чувство длиннее века.

Лучший друг не предаст никогда,

Просто преданней нет человека!

Воспит 3. -Друзей терять не надо,

Отталкивать тем более,

В друзьях одна отрада

И доблесть, и награда.

Воспит 4. Ты дружбу не купишь за деньги

Её не найдешь просто так,

Ведь дружба , как золото ценна

А так же не всем по зубам.

Воспит 5. - Дружба - это тёплый ветер ,

Дружба - это светлый мир ,

Дружба - солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба - это только счастье,

Дружба - у людей одна .

С дружбой не страшны ненастья ,

С дружбой - жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

Воспит 6. - С другом - даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу ,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба - это ценный дар !

Вос. – Вам понравилась?

Воспит. –Да!

(Воспитанники берутся за руки и идут по залу, при этом звучит музыка «Улыбка» , они замечают двух воспитанников они сидят и спорят.)

Маль. Говорил я тебе, что поливать нужно чаще, а ты меня не слушала.

Дев. Поливала я его, все равно не растет. Что же делать?

Маль. Здравствуйте, девочки и мальчики, здравствуйте, Татьяна Владимировна.

Вос. - О чем это вы спорите? И так громко ругаетесь?

Мал. - Вот хотели комнатный цветок красивый вырастить, чтобы могли им любоваться, а он не растет никак. Даже не знаем, что делать.

(при этом они кричат друг на друга)

Воспит. - Детки а давайте поможем им.

Вос. Давайте!

Вос –Ребята давайте скажем что ругаться и сорится нельзя, а как надо жить

Воспит. –Дружно !

Вос. - Правильно.

Вос. - А теперь давайте им расскажем как надо выращивать комнатный цветок.

Воспит. – его надо поливать, его надо поставить на солнышко, его надо опрыскивать и мыть каждый листик.

Вос. – Вам понятно, не ругайтесь живите дружно и выращивайте красивые цветы.

Вос. – Вот как легко мы с вами разгадали второй свой секрет . А вот и вторая деталь

Вос. – Давайте возьмемся за руки, и пойдем искать следующий секрет .

Воспит. - Когда с кем-нибудь дружишь , всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него. Когда мы уходим на долгие выходные или уезжаем

куда-то, мы ведь все скучаем друг без друга.

Вос. - А давайте покажем, как должны встречаться настоящие друзья .

(воспитанники становятся в круг, держась за руки.)

Вос. - «Здравствуй, Рома, мне приятно, что ты снова с нами!»

Воспит. -(говорит следующему) . Привет, Вероничка, я очень рад нашей встречи!

Вос. - Детки каким способом можно еще приветствовать друг друга?

Воспит. -Жестами

Вос- Верно, давайте попробуем поздороваться разными веселыми способами. Я буду называть способы, а вы попробуете поздороваться со своим соседом.

(здороваются носиками, ушками, коленками, локотками)

Вос. – Вот как легко мы с вами разгадали третий секрет .

Вос. – Вот как легко мы с вами разгадали четвертый свой секрет . Вот и ещё одна деталь.

Воспит. – Да.

(воспитанникам по дороги встречается Ванька – дурачок)

(Ванька сидит у большого камня и громко плачет)

Вос. – Ой ребятки смотрите кто это?

Воспит. - Это Ванька

Вос. – Ваня, а почему ты плачешь?

Ваня – А как мне ни плакать. Шел я шел, а тут на пути большой камень. На камене написаны пословицы, а он у болота стоит да видно от сырости все окончания да и пропали. А если я не прочитаю это пословицы то я не смогу перейти это болото

Вос. – Ой, Ваня да это не беда наши дети очень много знают пословиц. Ты им читай, а мы будет продолжать.

Воняя – Дружбу помни… .(а зло забывай) .

Нет друга, так ищи… (а нашел – береги) .

Друзья познаются в ….(беде)

Крепкую дружбу и (топором не разрубишь) .

Где дружбой дорожат (там враги дрожат) .

Дружба и братство… (дороже любого богатства)

Новых друзей наживаю старых не забываю )

Дружба не стекло… (разобьешь, не сложишь)

Ваня – ой спасибо вам большое. Вы мне очень помогли перейти это болото. А за это я вам дам деталь от вашей бедующей картины.

Воспит. - Спасибо!

Вос. - О, каком секрете дружбы нам говорят эти пословицы?

Воспит. - о том, что дружбой надо дорожить , ее надо ценить.

Вос. – Вот как легко мы с вами разгадали пятай свой секрет .

Воспит. – Да.

Вос. – Детки помогайте всем, кто нуждается в помощи и у вас будет много друзей.

Вос. - при выполнении следующего задания вы сможете оказать помощь и поддержку друг другу.

Перед вами стол, а на нем ваши собранные детали, за каждое задание, из них вам надо собрать картинку.

(воспитанники собирают картинку)

Вос- Скажите что изображено на нашей картине?

Воспит. – Дети, она дружные , мы видит это по их глазкам, отношению друг к другу.

Вос. - Сегодня мы узнали о разных секретах дружбы . Давайте их вспомним :

чаще улыбайся,

цени дружбу ,

помогай тому, кто нуждается в помощи.

Вос. – Вот теперь я уверена, что в нашей группе вы всегда будете дружить , я чтобы дружба наша была еще крепче, мы с вами сделаем дерево дружбы . Вы сейчас сядете за стол, на зеленых листочках бумаги обведите карандашом свою руку, а, из вырезанных ладошек мы соберем дерево дружбы . А я повешу яркое теплое солнышко. Пусть согреются ваши ладошки в его лучах.

Ребята теперь давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Почувствуйте тепло и доброту ваших рук. Повторяйте за мной :

«Я люблю своих друзей, и мои друзья любят меня» .

Пусть ваши руки дарят всем добро и любовь. И за то что вы такие хорошие, дружные добрые я вам дарю много разных, вкусных конфет.

Программные задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений; закреплять знание пословиц и стихов о дружбе.

Воспитательные:

Учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, четко отвечать на поставленные вопросы, продолжать развивать диалогическую речь, приобретать опыт в составлении творческих рассказов. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи, ценить и беречь дружбу.

Развивающие:

Обогащать словарный запас детей глаголами и прилагательными, продолжать учить детей построению сложных предложений, закреплять умения вести короткие диалоги.

Предварительная работа :

Изучение группы: наблюдение за общением детей, выявление особенностей общения.

Разучивание с детьми пословиц, стихов о дружбе; работа над смыслом пословиц.

Чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей.

Слушание аудиозаписи песен «Все вместе», «Дружба начинается с улыбки», «Песня о дружбе».

Материал и оборудование:

Аудиозаписи : «Все вместе» (муз. Б.Савельева, слова Л.Рубальской)

«Дружба начинается с улыбки» (муз. В.Шаинского, слова М.Пляцковского)

«Дружба верная» (муз. В.Шаинского)

Сюжетные картинки на тему «Как и кому можно помочь», чудо-дерево, магнитофон, правила дружбы, оформленные, кукла, машинка с кубиками, носовой платок – для инсценирования сцены знакомства.

Ход занятия:

Доброе утро, дорогие мои ребята! Сегодня к нам в группу пришло много гостей. Гости желают посмотреть на вас, как вы подросли, какими умными вы стали.

Устраивайтесь поудобнее. (Звучит «Песня о дружбе», пока дети усаживаются)

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –

Мы поссоримся и помиримся.

«Не разлить водой», — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь –

Вот что значит настоящий, верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить, если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту –

Вот что значит настоящий, верный друг!

Когда вы рассаживались на места, звучала песня. О чем в ней пелось?

Дети: в песне пелось о дружбе, о друге, он в беде не бросит, всегда придет на помощь.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести разговор? (о дружбе, о настоящих друзьях)

Сегодня мы с вами действительно, будем говорить о дружбе, будем разгадывать секреты дружбы. А чтобы их разгадать надо четко и внятно говорить, полным ответом отвечать, быть внимательным.

Посмотрите, сегодня наше чудо-дерево заскучало, а давайте мы разгаданные секреты дружбы будем дарить чудо-дереву? Вы согласны? Тогда оно повеселеет.

Вот так легко мы с вами разгадали первый секрет. Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку. (Дети выполняют)

Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, всегда должна быть улыбка на лице.

Давайте ПЕРВЫЙ СЕКРЕТ дружбы – «Улыбку» поместим на наше чудо-дерево.

  1. у нас дети в группе умеют дружить? (умеют)
  2. кого мы называем другом? (человека, который придет на помощь в трудную минуту, не бросит в беде, делится игрушками, может выручить, научить тому, что сам умеет, уступит другу)
  3. если хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть каким? (хорошим другом, добрым, щедрым, честным, дружелюбным)

Конечно, я думаю, что все дети в нашей группе дружат.

Физминутка «Игра на пальцах»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(пальцы обеих рук соединены в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ладони прижаты друг другу)

Раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять.

(подушечки пальцев постукивают друг о друга)

Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.

(руки вниз, встряхивают кистями)

О друзьях говорить всегда приятно. Наверное, поэтому многие поэты пишут стихи о дружбе. Кто из вас помнит такие стихи?

Чтение стихов о дружбе детьми:

  1. Можно много слов прекрасных о друзьях сказать!

Никогда не стоит, дети, друга обижать.

Потому, что без друзей очень трудно жить…

Скажем вместе: дружбой надо дорожить.

  1. Если дело не идет и не спорится работа,

Друг всегда к тебе придет,

С другом справишься в два счета!

Ну, а если вдруг у друга что-нибудь случится,

Поспеши к нему на помощь – может пригодиться!

  1. Не бросай друзей своих, будь за них в ответе.

Не давай в обиду их ни за что на свете.

  1. Если с другом был не вежлив,

Ты пойди и помирись,

Ты не дуйся и не хмурься,

Если надо, извинись!

И тогда вокруг все ярче

И светлее станет вдруг,

Потому, что рядом будет настоящий друг!

  1. Запомните, мои ребята, что надо вежливыми быть.

Друзья появятся тогда, все будут вас любить!

  1. У друга теплая и нежная ладошка,

Поглажу друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Без друга плохо жить, запомнить это надо!

Да, ребята, человеку всегда необходим друг. Я думаю, что у вас у каждого есть друзья. Может кто-то желает рассказать о своем друге: (предлагается план рассказа)

  1. как зовут вашего друга
  2. в какие игры вы с ним играете
  3. какой он ваш друг
  4. почему вы с ним дружите

заслушиваю рассказы 1-2 детей. Вот теперь мы узнали о друзьях Андрея и Жени.

Можно сделать вывод, что жить без друзей скучно.

Вот мы с вами разгадали ВТОРОЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ – «Надо иметь всегда друзей, без друзей не прожить ни за что на свете». Поместим еще один секрет на чудо-дерево.

Волшебная шкатулка мне сообщила, что в ней живут множество разных чистоговорок, загадок, но потерялись пословицы о дружбе, если мы с вами назовем то узнаем другие секреты дружбы, желаете?

  1. Друзья познаются в беде.
  2. Нет друга, ищи, а нашел, береги.
  3. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  4. Дружба и братство дороже любого богатства.
  5. Старый друг лучше новых двух.
  6. Дружба в делах помощница.
  7. Дружба, что стекло, разобьешь, не сложишь.
  8. Новых друзей наживаю, старых не забываю.
  9. Для друга семь верст не круг.
  10. Не бросай друга в несчастье.
  11. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
  12. Сам себя губит, кто других не любит.
  13. Дружбу помни, а зло забывай.
  14. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

О каких секретах дружбы говорится в пословицах? (надо ценить своих друзей, дружбу с ними, не бросать их)

Поместим ТРЕТИЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ – «Цени своих друзей» поместим на чудо-дерево.

Физминутка: Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся,

Мы тихонечко присядем,

Ручками себя погладим,

Мы поднимемся тихонько,

И попрыгаем легонько.

Пусть попляшут наши ножки,

И похлопают ладошки.

Повернемся мы направо –

Не начать ли все сначала?

Внесение сюжетных картинок «Помогаем друг другу»

Посмотрите на картинки и скажите, как вы думаете, дружные ребята изображены или нет? Почему? (дружные, помогают друг другу: нести сумку, поднимают девочку из сугроба, вместе играют) какими их можно назвать? (доброжелательными).

Почему доброжелательными? (желают друг другу добра, чтобы девочка не простудилась в снегу, не ссорились во время игры).

Что значит быть доброжелательным? (всем желать добра)

Как другие узнают, что ты человек, желающий добра? (надо не вредничать, не жадничать, никого не обижать).

Вот мы раскрыли ещё один секрет дружбы, какой? (быть доброжелательным)

Давайте поместим на чудо-дерево это ЧЕТВЕРТЫЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ – «Будь доброжелательным»

Подвожу детей к выставке иллюстраций с изображением: люди и животные, люди и растения, люди и книга. (Люди помогают животным и растениям).

А только люди могут быть нашими друзьями? (собаки, кошки, птицы, растения).

Что нужно делать для того, чтобы растения стали нашими друзьями? (ухаживать за ними, поливать, рыхлить, удобрять)

Как помогают растения нам, людям? (очищают воздух, украшают группу).

А ещё я хочу вам сказать, что растения лечат людей — их называют лекарственными. Может вы знаете, какие-нибудь лекарственные растения? (подорожник – лечит раны, ромашка – помогает останавливать кровь, крапиву – запаривают и полощут волосы, чтобы они росли шелковыми, красивыми, боярышник – лечит сердечные мышцы).

От такой дружбы будет хорошо и нам, и окружающим, и природе.

А животных вы считаете нашими друзьями? Почему? (человек ухаживает: косит сено, кормит. Собака, например, сторожит дом. Корова дает молоко, на лошади можно перевозить груз тяжелый)

А можно дружить с книгами? (да, они большую пользу приносят детям и взрослым)

А что надо делать? Как дружить с книгами? (читать, беречь их, чинить, если порвались)

Это, ребята, ПЯТЫЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ – «Помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей»

Получается можно дружить со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом и умел ценить настоящую дружбу. А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите их, улыбнитесь им. И постарайтесь никогда не ссориться.

Давайте подойдем сейчас к нашему чудо-дереву – оно так повеселело, как вы думаете почему? (потому что мы разгадали секреты дружбы).

Сегодня мы узнали о разных секретах дружбы, давайте вспомним их:

  1. чаще улыбайся (дружба начинается с улыбки)
  2. имей верных друзей
  3. цени дружбу
  4. будь доброжелателен
  5. помогай тому, кто нуждается в помощи

Рефлексия : ребята, кому сегодня было легко, интересно на занятии — похлопайте руками. Почему ты похлопал? (потому что мне было легко, на все вопросы отвечал, помогал друзьям).

Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами. Почему потопал? (не смог ответить на вопрос, забыл пословицу).

Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Хочу подарить вам волшебные солнышки, которые будут светить вам всегда, согревать вас в трудную минуту. Чтобы у вас были добрые, верные друзья, которые будут спешить к вам на помощь.

Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).

Занятие окончено.