Пенсии будущим пенсионерам. Современная пенсионная реформа в РФ это преступление в отношении будущих пенсионеров

Будущим пенсионерам необходимо хорошо понимать механизм формирования грядущих выплат. Ведь размеры пособия напрямую зависят от стараний самого будущего получателя.

15 декабря 2001 года принято два закона № 166-ФЗ и № 167-ФЗ, заложивших основу новой системы пенсионного страхования. В тексте первого документа содержится основополагающее на сегодняшний момент понятие - пенсионный коэффициент.

Основы системы пенсионного страхования РФ

Система социальных гарантий для нетрудоспособных граждан в России выстроена на взаимодействии специализированного государственного органа - Пенсионного фонда (ПФР) с гражданами. Суть распределения обязанностей состоит в следующем:

  1. ПФР осуществляет такие функции:
    • регистрация граждан и предприятий, осуществляющих перечисление взносов в солидарный бюджет;
    • управление средствами;
    • выплата пособий людям, имеющим на них законное право.
  2. В обязанности граждан входит:
    • изъявление добровольного желания об участии в обязательной системе пенсионного страхования (ОПС) путем личного заявления;
    • распределение средств, выплачиваемых работодателем, между соответствующими фондами: государственным и негосударственными или управляющими компаниями.
  3. Работодатель обязан:
    • перечислять 22% от величины заработка тружеников ежемесячно в солидарный фонд;
    • оказывать помощь в регистрации работников в системе
      ОПС.
Скачать для просмотра и печати: Внимание: взаимодействие участников системы строится на законодательных актах, выполнение которых одинаково обязательно для всех.

Персонифицированный учет плательщиков взносов

На основании закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 государственный орган проводит учет грядущих получателей пенсионных выплат. В его рамках каждый добровольный участник системы получает:

  1. свидетельство о страховании (СНИЛС);
  2. персональный лицевой счет, на котором учитывается вклад в формирование бюджета - пенсионные коэффициенты, величина которых зависит от
  3. стажа участия в трудовой деятельности;
  4. величины получаемой заработной платы.
Внимание: персональный номер присваивается единожды и пожизненно.

Он дает право владельцу:

  1. претендовать на содержание при наступлении страховой ситуации;
  2. контролировать накопление коэффициентов;
  3. распределять взносы, выплачиваемые работодателем (22%), в таком соотношении:
    • 16% - в страховой фонд;
    • либо 10% на страховые накопления, а 6% на формирование накопительной пенсии.
Важно: 6% взносов каждого плательщика всегда идет на покрытие текущих расходов на выплаты пенсий. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Какими станут грядущие пенсии

В законодательстве заложены основы для формирования различных видов выплат в страховых ситуациях. Они зависят от:

  1. вида трудовой деятельности будущего получателя;
  2. выбора гражданина;
  3. суммы накопленных баллов и стажа;
  4. вклада будущего получателя.

Принципы формирования дают возможность человеку участвовать в таких системах:

  • государственной (ОПС);
  • негосударственной (НПО).

В свою очередь, программа ОПС включает такие виды обеспечения нетрудоспособных граждан:

  1. Страховые пенсии назначаются при наступлении одного из случаев:
    • старость (предельный возраст обязательного трудоустройства);
    • инвалидность (невозможность принимать участие в производственной деятельности по здоровью);
    • утрата кормильца;
  2. Накопительное пенсионное содержание полагается только людям, перенаправившим часть взносов в:
    • негосударственный ПФ;
    • управляющую компанию (УК).

Кроме того, существуют такие дополнительные виды господдержки лиц определенных категорий:

  • пенсия за счет госбюджета по выслуге;
  • выплаты из негосударственных фондов, в которые гражданин перечислял дополнительные взносы по своему желанию на основании договора.
Важно: в некоторых случаях люди имею право на получение двух пенсий, к примеру, по гособеспечению и страховой.

Как определить размер предстоящих пенсионных выплат

Прежняя методика не позволяла гражданам самостоятельно подсчитывать будущее содержание по старости. Реформирование системы ОПС 2015 года исправило этот недостаток. Работа с прогнозами предполагаемых поступлений стала прозрачнее и проще. Вот ее принципиальные основы:

  1. участие человека в пополнении солидарного пенсионного бюджета выражается в баллах;
  2. количество их зависит от сроков официального трудоустройства и заработков;
  3. стоимость одного пенсионного коэффициента определяется Правительством РФ на основании цены потребительской корзины;
  4. данные о вкладе каждого труженика в ПФР за предшествующий (до реформирования) период конвертируются в баллы;
  5. размер грядущей пенсии зависит от премиальных коэффициентов за более позднее обращение за пенсией .

Внимание: в баллы конвертируются нестраховые периоды. А именно:

  • время ухода за новорожденными с 0 до полутора лет;
  • декретный отпуск;
  • служба в рядах Вооруженных сил РФ по призыву;
  • период официальной регистрации в органах занятости;
  • срок осуществления ухода за нетрудоспособными:
  • инвалидами 1 группы;
  • лицами, перешагнувшими 80-летний порог;
  • детьми-инвалидами.

Женщины, вышедшие на пенсию до 2015 г. могут претендовать на перерасчет уже назначенной пенсии в случае, если они хотят заменить период учтенного периода ухода за детьми по старому законодательству на пенсионные баллы. Перерасчет происходит по следующей схеме:

  • за 1-го - начисляют 1,8 баллов за 1 год ухода (в сумме за 1.5 года ухода выходит 2.7 балла);
  • за 2-го - 3,6 балла (в сумме за 1.5 года ухода выходит 5,4 балла);
  • за 3-го и 4-го - 5,4 баллов (в сумме за 1.5 года ухода выходит 8,1 балла).

За остальных начисление не предусматривается.

Важно! Целесообразность данного перерасчета зависит от количества детей, продолжительности трудового стажа по состоянию на 01.01.2002 и величины соотношения заработной платы, на их основании определяется размер пенсии. Пенсию пересчитают, если это не приведет к уменьшению её размера.

Формула подсчета размера грядущих выплат


Расчет начислений по старости или ному страховому случаю ныне определяется точной формулой. Она такова:

  • РП = ИПК х СтИПК + БВ, где:
  • РП - итоговый размер пенсии;
  • ИПК - количество накопленных за жизнь индивидуальных коэффициентов;
  • СтИПК - цена одного балла в рублях, определенная на дату назначения пособия;
  • БВ - фиксированная или базовая часть, имеющая одинаковый размер для всех пенсионеров на дату назначения.
  • ИПК = ССВ / МССВ х 10, где:
  • ССВ - суммарный взнос в бюджет ПФР, внесенный за труженика;
  • МССВ - 16% от максимальной взносооблагаемой базы, определяемый правительственным постановлением на текущий период.

Также размер ИПК можно узнать запросив Выписку из индивидуального лицевого счета гражданина путем подачи заявки в ТО ПФР или через сайт государственных услуг.

Внимание: специалисты разработали программу по автоматической оценке величины предполагаемого содержания в страховой ситуации. Калькулятором может воспользоваться гражданин любого возраста. Однако программа дает только оценочный результат, сильно отличающийся от реального.

Порядок назначения пенсионного содержания


Методика работы с населением по вопросам пенсий описана в соответствующих статьях законодательных актов:

  1. страховых - в ст. 21 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013;
  2. государственных - в ст. 24 (№ 166 от 15.12.2001);
  3. накопительных - ст. 9 закона № 424-ФЗ от 28.12.2013.

Заявки принимаются органами, занимающимися назначением. В частности, обратиться за страховой пенсией можно несколькими способами:

  • на приеме у специалистов ПФР;
  • в многофункциональном центре;
  • почтовым отправлением;
  • через работодателя;
  • посредством интернет-соединения:
    • на официальном сайте ПФР;
    • в личном кабинете на портале госуслуг.
Внимание: государственные пенсии назначаются тем госорганом, в котором претендент проходил службу.

Для всех видов дотаций работают такие правила назначения:

  1. подать заявку разрешено не ранее, чем за 30 дней до наступления права на выплату;
  2. обрабатывается она:
    • десять дней при наличии всех бумаг;
    • до трех месяцев, если требуется доработка пакета документов;
  3. при отказе в назначении пособия госорган обязан уведомить претендента в течение пяти дней с объяснением:
    • причин принятия такого решения;
    • методов и сроков его обжалования.

Для предварительной сверки документов будущий пенсионер может обратиться в орган за 6 месяцев до установленного возраста.

Скачать для просмотра и печати:

Пакет документов


К заявке о начислении пособия в 2019 году прилагаются бумаги и их копии, подтверждающие соответствующее право.
К ним в общем случае относятся:

  • паспорт гражданина (РФ или иного государства для иностранцев);
  • СНИЛС (не является обязательным);
  • трудовая книжка (вероятно, предоставление данного документа будет вскоре отменено);
  • военный билет (при наличии);
  • свидетельство о браке (при смене фамилии);
  • справку о заработной плате за 60 месяцев до 31.12.2001 года (при необходимости запрашивает ТО ПФР) ;
  • документы, подтверждающие льготную категорию, к примеру, справка, уточняющая характер работы.
Внимание: пакет предоставляемых бумаг зависит от вида пенсии.


Изучение методики расчета грядущего содержания показывает внимательному человеку, что его предстоящее благополучие строится с первых дней трудового пути. Сколько конкретный гражданин будет получать в старости, зависит от участия в наполнении бюджета ПФР сейчас . Кроме того, первостепенное значение исходя из приведенных формул получают:

  • заработок на месте службы;
  • количество лет трудового стажа;
  • возраста выхода на пенсию.
Важно: чем больше гражданин трудится, тем выше окажется его пенсионное содержание.

Однако просто работать мало. В выборе места приложения талантов необходимо учитывать такие формальные факторы, как:

  • официальное оформление, чтобы работодатель регулярно выплачивал положенные взносы в ПФР;
  • начисление белой зарплаты - тогда взносы окажутся выше.
Внимание: в самую первую очередь рекомендуется включиться в систему обязательного страхования, чтобы в пожилые годы не остаться без дохода.

Молодым людям (позже 1967 года рождения) рекомендуется выбрать комфортный план распределения взносов на грядущее содержание:

  • только страховой;
  • страховой и накопительный.

При наличии средств будет нелишним заключение договора с НПФ о формировании индивидуального накопительного счета из собственных средств (их придется вносить из текущих заработков).

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Это именно преступление и в отношении будущих пенсионеров и в отношении российской экономики со стороны государства. Сейчас разъясню почему. Кто видел 60 летних пенсионеров, которые проработали на заводе, вредном производстве, шахте, стройке. Они тютельку в тютельку попадали в момент, когда уже начинает сбоить организм и еще осталось немного сил, чтобы пожить для детей и внуков. Теперь дикий капитализм со стороны государства выпьет из будущего пенсионера уже все соки и выбросит на помойку - умирать. Кому нужен работник в 55-60 лет? А кому он нужен в 60-65 ???

Даже в 40 лет сегодня найти работу с хорошей оплатой практически невозможно (многие регионы находятся в депрессивном экономическом состоянии, кроме Москвы и небольшого ряда др городов и областей) . (Если нет связей или не открыть свой бизнес, который не прогорит, что тоже проблематично на сегодня). Получается государство приготовилось убивать стариков, прячась за красивые слова об улучшении качества жизни пенсионеров. Потому что это именно геноцид российских будущих пенсионеров, особенно проживающих в малых и средних городах и населенных пунктах, деревнях. где пенсионер являлся главным кормильцем в семье детей и внуков, где возникали проблемы с поиском работы и отсутствием оной (либо оплату за нее). А таких мест в РФ очень много, а не селе, деревне вообще повсеместно, где нет уже колхозов и др предприятий пенсионер чуть ли не пуп земли вокруг которого крутится экономика местного региона, села, деревни. И этот пуп хотят ликвидировать, закроются или станут нерентабельными сельские магазины, сократится число читающих газеты и журналы, покупающих лекарства. Мужчина в среднем живет около 67 лет в РФ, на пенсию выйдет в 65 и сколько денег ему вернут, тех что он вложил в ПФ? Обман!

Возьмем теперь эту бальную систему, это так же обман, так как с маленькой з\пл начисляется маленькая пенсия, а где в регионе взять хорошую зарплату??? (особенно в депрессивном, дотационном)??? Люди у нас получают, которые продолжают работать, 10 !!! тр пенсии, с хорошими стажами. Говорят невозможно на эти деньги прожить, зимой кварплата 5-6 тр за 1-2 комнатную квартиру и 7-8 т.р. за 3ю комнатную. Кому досталась в наследство от СССР.

Возьмем льготные категории вредное производство, завод, вредный стальцех, там на рабочих местах оптимизация, вместо бригады 12 человек работает 6-8 чел, работают как электровеники, плюс за других, кого оптимизировали, как скажется такая интенсивная работа в дыму и в жаре на человеке? Очень негативно, з\пл 25 тр, льготы конечно дают, право на 5 лет выйти раньше на пенсию по горячей сетке, в будущем это будет 60 лет, вместо 55. Но работник просто не доживет до пенсии, что и происходит и сегодня часто. Не доживают даже до 55, кто много там работает.

Возьмем силовиков, есть там разные категории, от блатных, что в 30 лет уже полковники, до тех кто воевал и заслужил льготы по праву, есть сотрудники с боевыми и пенсией в 50-60 тр. Друг вышел на пенсию в 45, майор мчс, пенсия 25, з\пл была недавно 45, особо ничего не делал, работа не бей лежачего была, плюс льготы за счет государства. Далее судья пенсия 160 тр, дипломат пенсия 90 тр., депутат госдумы, чиновники пенсия...... тоже не хилая. На лицо дисбаланс в пенсионной системе. Льготы-пенсии раздаются направо и налево, тем, кто не произвел прибавочной стоимости. Т.е. не создал материальных продуктов, что потом создают богатство страны. А именно деньги, льготы, преференции. Они их изымают из общего богатства страны, в том числе пенсионного котла, тем самым усугубляя ситуацию с пенсиями. Заставляя вначале придумывать пенсионные ваучеры - балы, а затем лишая и их, повышая возраст.

Конечно экономика страны не состоит из создания одного прибавочного продукта, создающего богатство страны, она состоит и в перераспределении его, накоплении, использовании для каких-либо целей. А вот именно здесь и зарыли собаку. Перераспределяют так, кто ближе к кормушке тому и кусок по жирнее, а кто дальше, тому ничего. Как долго может продержаться такая система? До тех пор, пока число приближенных не достигнет критической массы! А оно уже приближается к этому. Следующим шагом будет отказ в пенсии определенным категориям граждан. Почему это произойдет? И обязательно произойдет, если сегодняшняя экономика не трансформируется (причем не в электронную экономику, а непосредственно в эффективное производство и обслуживание). Причин несколько: 1) мировой тренд по росту производительности труда, роботизации, 2) сокращение рабочих мест и закрытие нерентабельных производств, 30 сокращение рынков сбыта из-за первых 2-х причин.

Фактически сегодня людей поделили на две касты "временно выживающих" и " обязательно умирающих". С учетом того что качественная медицина платная, работы для "пенсионеров" 60-65 летних не так много, это приведет к следующему:

1) Сокращению рабочих мест в стране, пенсионеры их будут придерживать пока не выйдут на пенсию еще на 5 лет позже.

2) Упадет и значительно покупательная способность населения (особенно в регионах), где пенсионеры играют не последнюю роль в стабильном спросе.

3) Вслед за этим сократится частично производство и торговля на тот кусок пирога, что изымет государство у пенсионеров.

5) Круг замкнулся, теперь и этих пенсионеров нечем кормить, нужно отказать в выплате.

Что лучше убить быстро или дать помучаться. Пока решили будущих пенсионеров убивать медленно.

Правительство предложило начать повышать пенсионный возраст с 2019 года

В правительстве предложили повысить НДС с 2019 года до 20%

http://www.interfax.ru/russia/...

Что теперь для других еще работающих категорий, увеличить налоги, сборы, акцизы. Уже решили повысить ндс до 20%.

Боюсь ВВП не досидит до следующих выборов, терпелка кончится.

Пенсионную реформу можно провести и другим способом не повышая возраст, а увеличивая экономические составляющие: производительность, рост ввп страны, снятие бюрократических ограничений, конкуренция на рынке, а не работа по блату для многих организаций, в том числе для Газпрома, убрать излишние давление со стороны государства на бизнес, сделать работающими законы для всех, а не только для "смертных", прекратить пропаганду на центральных каналах "соддом и гоммору", что разрушает понятие семья и сокращает число детей в браках. А далее ведет к старению населения.

Главное информационный фон выбрали грамотно для озвучки своих планов, чемпионат по футболу, а кому он нужен будет этот футбол, если зрителей не будет?

Согласно действующему законодательству, каждый работающий гражданин РФ может рассчитывать в будущем на пенсионные выплаты, но какими они будут – для основной части населения остается тайной, покрытой мраком. Раньше главным при расчете пенсии был трудовой стаж, не имея которого, рассчитывать на пенсию не приходилось. Теперь минимальную пенсию можно получать, даже не проработав официально ни одного дня.

Виды пенсии

Чаще всего пенсию получают по возрасту, но это не единственный возможный вариант. Законодательно установлено 4 вида пенсий:

1. По старости: выплачивается мужчинам после достижения 60 лет, женщинам - после 55 лет.

2. За выслугу лет: пенсия назначается за определенный стаж военной или государственной службы без связи с возрастом. Стаж считается не только непрерывный - суммируются все периоды. В случае федеральной государственной службы он должен составлять 15 лет и в течение последних 12 месяцев быть непрерывным. У военнослужащих продолжительность необходимого для начисления пенсии срока службы зависит от звания, пола, наличия заболеваний и травм, полученных при исполнении обязанностей.

3. По инвалидности: выплачивается при установленной в законном порядке инвалидности и суммарном страховом стаже не менее 7 лет. По отдельному алгоритму рассчитывается пенсия по инвалидности военнослужащим, если травма или заболевание наступили во время службы.

4. По утрате кормильца: выплачивается всем лицам, которые находились не иждивении погибшего, а также тому члену семьи, который вынужден оставить работу, чтобы ухаживать за несовершеннолетними детьми или недееспособными родственниками.

Но большинство вопросов связано именно с пенсией по возрасту: как она рассчитывается, когда выплачивается и какой будет?

Как формируется пенсия?

Пенсионные сбережения формируются из взносов работодателя в системе обязательного пенсионного страхования и состоят из двух частей: страховой и накопительной, но только для родившихся после 1967 г. У тех, кто родился раньше, все взносы попадают в страховую часть.

Есть еще фиксированная выплата, так называемая, базовая, которую выплачивают, если у гражданина нет страховой и накопительной частей.

Страховая часть на сегодняшний день рассчитывается по специальной формуле, учитывающей стаж и размер пенсионных взносов за сотрудника работодателя. Это всегда ежемесячные выплаты, сумма которых ежегодно индексируется. Накопительная часть складывается из 6% от заработной платы, которые перечисляет работодатель, а также из взносов самого гражданина, если он участвует в программе софинансирования или просто вносит деньги на свой пенсионный вклад. Это актуально при отсутствии официального места работы или невысокой «белой» зарплате. Накопительную часть пенсии можно получить в виде единовременной или ежемесячной выплаты, для которых есть свои условия и правила. Ежемесячная выплата определяется из расчета ожидаемого периода выплат 228 месяцев.

С 2015 года от накопительной части пенсии можно отказаться – в этом случае страховая часть будет считаться по льготному коэффициенту.

Существует понятие страхового стажа – это суммарная продолжительность трудовой деятельности на территории РФ, в течение которой за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Не надо путать общий трудовой стаж со страховым: сейчас учитываются только те годы, когда были отчисления в ПФ. С каждым годом необходимый для получения минимальный страховой стаж увеличивается на год. В 2016 г. он составляет 7 лет, а к 2025 и в последующие годы возрастет до 15 лет.

Пенсионный коэффициент

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК, баллы) – нововведение 2015 г. Чтобы его рассчитать, нужно разделить сумму уплаченных за сотрудника работодателем страховых взносов на сумму страховых взносов с предельной величины заработной платы (в 2015 г. – 711 тыс. рублей), а затем умножить на повышающий коэффициент. При начислении пенсии ИПК определяется для каждого года жизни, а затем полученные цифры суммируются. Если гражданин не работал в каком-либо году, это не значит, что ИПК будет нулевым – предусмотрены коэффициенты для периодов ухода за детьми, больными родственниками, срочной службы и прочих ситуаций.

Чтобы получать страховую пенсию, гражданин должен достичь пенсионного возраста, иметь страховой стаж 15 лет и суммарный ИПК не менее 30. Эти цифры будут актуальны только начиная с 2025 г., а сейчас действует переходный период, в течение которого минимальный стаж и ИПК постепенно увеличиваются. В 2016 г. они составляют 7 лет и 9 баллов соответственно.

Если стажа и ИПК при достижении пенсионного возраста не хватает, страховая пенсия назначается позднее или же выплачивается социальная пенсия (женщинам – с 60 лет, мужчинам – с 65 лет).

Как рассчитать пенсию?

С 2015 г. страховая пенсия рассчитывается по следующей формуле:

СП = ИПК х СПК + ФВ
СП – страховая пенсия в году назначения пенсии;
ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина и премиальных коэффициентов за стаж, в 2016 г. максимальный ИПК равен 7,83;
СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии, определяется ежегодно Федеральным законом, в 2016 году – 74,27 руб.;
ФВ – фиксированная выплата, определяемая ежегодно, с 1 февраля 2016 года – 4 383,59 руб.

Резюме: пенсия теперь будет начисляться в баллах, а стоимость балла ежегодно пересчитываться.

Приведем пример расчета годового пенсионного коэффициента (ГПК) в 2016 г.:

Заработная плата гражданина составляет 40 000 рублей в месяц. Сумма страховых взносов (16%), уплаченных работодателем в Пенсионный фонд, составит 40 000 руб. × 12 мес. × 0,16 = 76 800 руб. Максимальная взносооблагаемая заработная плата в этом году – 796 000 руб., то есть сумма максимальных страховых взносов – 127 360 руб. Считаем:
ГПК = 76 800 / 127 360 × 10 = 6,017 пенсионных баллов.

Таким образом рассчитываются ПК за каждый год и суммируются, то есть, чем больше стаж, тем выше ИПК. Допустим, ИПК к моменту выхода на пенсию в 2016 году с учетом всех конвертаций и перерасчетов составляет 80 баллов. В этом случае расчет страховой пенсии будет следующим:
СП = 80 х 74,27 + 4 383,59 = 10325,19 руб.

Если этот же гражданин откажется от получения пенсии, то при расчете будут применяться повышающие коэффициенты (они отличаются в зависимости от периода отказа). В качестве примера расчет пенсии при отказе от нее на 5 лет:
СП = 80 х 74,27 х 1,34 + 4 383,59 х 1,27 = 13528, 90 руб.

Повышающий коэффициент для ИПК – 1,34, для фиксированной выплаты – 1,27.

Государственный и негосударственные пенсионные фонды

Все пенсионные взносы автоматически попадают в государственный пенсионный фонд, но это не единственная возможность. Существует множество негосударственных фондов (НПФ), в которых сбережения растут быстрее, и каждый гражданин сам может выбрать, куда перечислять накопительную часть его будущей пенсии. От перехода в негосударственные фонды многих удерживает опасение, что фонд закроется, чего с государственным случиться не может.

Опасение это напрасное, так как все деньги в этом случае возвращаются владельцам.

Единственный риск – не получить никакой прибыли за период пребывания средств в НПФ.

Программы софинансирования

В 2014 году была запущена государственная программа софинансирования пенсий, прием заявлений на участие в которой закончился 31 декабря 2014 г. Суть программы заключалась в том, что государство удваивало каждый добровольный взнос участника программы в размере от 2 тыс., но не более 12 тыс. рублей в месяц. То есть, вносить ежемесячно больше было можно, но государство доплачивало все равно только 12 тыс. Это было особенно актуально, если не было официального трудоустройства или зарплата выплачивалась в конверте. Сейчас в Думе рассматриваются предложения о повторном запуске программы софинансирования в 2016 г. на еще более выгодных условиях, но точной информации пока нет.

Можно ли оставить пенсию по наследству?

Если к моменту гибели гражданина на его лицевом счете осталась невыплаченная часть накопительной пенсии, ее может получить правопреемник – обычно ближайший родственник или лицо, указанное в завещании. Для получения денежных средств правопреемник должен обратиться в отделение ПФ по месту регистрации погибшего, и они будут выплачены ему наличными. На страховую часть пенсии право наследования не распространяется.

Свежий номер!

ХРОНИКИ БЕЗЗАКОНИЯ
КРЫША СГОРЕЛА ДОТЛА

Эффективность без трудоголизма

Если пенсия не за горами. Советы будущему пенсионеру.

Побеспокоимся заранее

Нормы современного пенсионного законодательства рассчитаны на активное участие каждого гражданина в формировании собственной пенсии. Важно не ждать пассивно наступления пенсионного возраста, а активно готовиться к выходу на пенсию, грамотно выстраивать взаимоотношения с работодателями и Пенсионным фондом РФ не только в преддверии пенсии, но и на протяжении всей трудовой деятельности.

Полезно ежегодно знакомиться с тем, в каком объеме передаются работодателем в ПФР сведения для пополнения индивидуального лицевого счета, номер которого указан в страховом свидетельстве. В Пенсионном фонде РФ не откажут в получении выписки из индивидуального лицевого счета, который отражает денежный эквивалент трудовой деятельности человека.

При выполнении работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, желательно удостовериться, что этот период оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями. А также необходимо запастись справкой, уточняющей характер такой работы.

Если работа осуществлялась по договору гражданско-правового характера, следует удостовериться, что этот договор оформлен юридически правильно.
Стоит помнить, что на размер будущей пенсии влияют многие факторы:

  • стаж работы;
  • размер официальной заработной платы;
  • четкое ведение кадровой документации;
  • качество представленных работодателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета и страховом стаже и страховых взносах;
  • объем страховых взносов, отраженных на лицевом счете будущего пенсионера.

С чего начать

В первую очередь будущему пенсионеру необходимо проверить правильность оформления трудовой книжки. Состояние трудовой книжки имеет важное значение для формирования сведений обо всей трудовой деятельности в базе данных ПФР. Стоит обратить внимание на следующее:

  • соответствуют ли сведения о фамилии, имени, отчестве, годе рождения, внесенные в трудовую книжку, паспортным данным;
  • правильно ли оформлен вкладыш в трудовую книжку;
  • имеются ли ссылки на приказы, с указанием даты и номера, в каждой записи о работе;
  • внесены ли записи об увольнении, отражены ли все перемещения внутри предприятия, верно ли указаны должности, наименования профессий, особенно наименования «льготных» профессий;
  • удостоверены ли надлежащим образом имеющиеся исправления в записях, даже самые незначительные.

В том случае, если какие-то записи составлены или удостоверены неверно, имеются нечеткие печати, подписи, подчистки текста, вставки листов в трудовую книжку, потребуются уточняющие документы, подтверждающие записи, вызывающие сомнение. Будущему пенсионеру необходимо заблаговременно направить соответствующие запросы на такие предприятия.

Когда обращаться

Общеустановленный срок выхода на пенсию для женщин в Российской Федерации - 55 лет, для мужчин - 60 лет при наличии страхового стажа (период трудовой деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР) - 5 лет.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее. Зез ограничения каким-либо сроком, путем подачи заявления установленной формы в территориальный орган Пенсионного фонда.

Заявление о назначении трудовой пенсии по старости может быть подано и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до возникновения права на пенсию.

Для отдельных категорий граждан трудовая пенсия по старости может назначаться досрочно. Пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию, например наступления соответствующего возраста. При этом днем обращения считается дата приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ соответствующего заявления.

Очередная перетряска пенсионной системы может оказаться самой серьезной за многие годы. Для начала решено не платить пособия по старости работающим пенсионерам-миллионерам. Следующим, похоже, будет решен вопрос о повышении пенсионного возраста. Велики шансы и на гораздо более радикальные реформы - вплоть до полного отказа от государственной части пенсии.

220 тыс. человек, возможно, лишатся пенсии в ближайшем будущем. Стольким работающим пенсионерам, по подсчетам главы Минтруда Максима Топилина, могут быть остановлены выплаты с 2016 или 2017 года. Мера коснется граждан с годовым доходом свыше 1 млн руб. "Это 83 тыс. руб. в месяц" - можно было бы и без министра подсчитать, но, видимо, правительству так понятнее.

С учетом того что всего пенсионеров в России более 41 млн (работающих пенсионеров - 14,3 млн), "счастливчиков" немного. Основной удар придется по москвичам (около 200 тыс. работающих из 2,8 млн пенсионеров). Именно в столице максимальная концентрация высокооплачиваемых пенсионеров. Средний заработок в Москве почти вдвое выше, чем по России (61 тыс. против 32 тыс. руб. на ноябрь 2014 года). При этом многие подходят к пенсионному возрасту на пике доходов или чуть ниже, почему и продолжают работать.

У этого плана практически стопроцентные шансы стать реальностью: Минфин, МЭР и представители обеих палат парламента его поддерживают. "Если решение в итоге пройдет и не вызовет протестов, то сумму, скорее всего, начнут двигать вниз или оставят на месте, но со временем миллион будет не очень крупной суммой за счет инфляции",- замечает попросивший об анонимности информированный собеседник "Денег". А "Деньги", в свою очередь, собираются следить за конкретными законопроектами: вероятность, что из-под этой инициативы будут выведены пенсии силовиков и чиновников, тоже близка к 100%.

Кроме того, Минфин предлагает ввести дополнительный взнос 1% зарплаты в бюджет ПФ. Таким образом, налоговая нагрузка на работающих граждан вырастет до 14% (1% плюс 13% НДФЛ). Это может дать бюджету около 170-200 млрд руб. в год, чего явно недостаточно для покрытия дефицита бюджета ПФР (623 млрд руб.). Шансы у этого предложения не столь велики, в декабре 2014 года президент Путин предложил ввести мораторий на повышение налогов на ближайшие четыре года. Однако, если речь идет о скоропалительной, без серьезного общественного и экспертного обсуждения, корректировке только что проведенной пенсионной реформы, можно предположить, что теперь возможно и это.

18 февраля на совещании у премьер-министра Медведева обсуждались и другие планы. Минтруд предложил постепенно повысить минимальный стаж для выхода на пенсию учителям, врачам и творческим работникам. Сегодня стаж педагогов - 25 лет, медработников - 25 и 30 лет при работе на селе и в городе соответственно. С 2016 года планируется повышать его с шагом три месяца за год. Это может затронуть около 20 тыс. человек в год. Шансы на принятие высокие, считает собеседник "Денег": "Решение по педагогам и медикам, скорее всего, съедят - льготные пенсии для них все-таки пережиток прошлого".

Тема продления заморозки пенсионных накоплений тоже рассматривалась на совещании, но пока решения нет, заявил Топилин. Крайне отрицательно об этой идее ранее высказывался глава Минэкономики Алексей Улюкаев. Заморозка накопительной части пенсии - это де-факто повышение налогов с целью снизить дефицит ПФР. Деньги, которые шли на персональный счет работника, пойдут в общую кубышку на оплату текущих расходов по выплате пенсий. Первое решение о заморозке пенсионных накоплений было принято осенью 2013 года и стало абсолютной неожиданностью. Тогда чиновники заверяли, что это временная мера, теперь, говорят циники, "она стала еще более временной".

Однако оптимисты пока не сдаются. "От создания полноценной системы пенсионных накоплений уклониться не удастся,- считает директор по региональным рейтингам агентства "Рус-Рейтинг" Антон Табах.- Сбережения из нынешней системы могут стать основой для добровольных накоплений, стимулированных налоговыми льготами и для работников, и для работодателей, типа британского NEST или новозеландского KiwiSaver".

Дело в возрасте

Главная проблема пенсионной системы другая - низкий пенсионный возраст. Президент Путин поручил изучить вопрос о его повышении на экспертном уровне, а затем перенести "на уровень рабочих форматов правительства", рассказал журналистам экс-министр финансов, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, участвовавший в антикризисном совещании с главой государства 13 февраля. И это прорыв: раньше глава государства категорически отвергал идею.

Сторонники повышения говорят о постепенных реформах. Алексей Улюкаев и глава Минфина Антон Силуанов предлагают британскую схему постепенного перехода. "Режим, когда для новых будущих пенсионеров устанавливается график примерно полгода увеличения пенсионного возраста за год, является разумным. То есть относительно лет за десять--пятнадцать прийти из нынешнего состояния в то гипотетическое новое состояние",- считает Улюкаев. Таким образом, срок выхода на пенсию у мужчин в 63 года будет установлен не ранее 2021 года, а для женщин - не ранее 2031-го (сейчас пенсионный возраст в России - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).

Смягчают позиции и противники реформы. Например, Минтруд, ранее не поддерживавший инициативу Минфина и МЭР. "Нужно сравнивать это с продолжительностью жизни, сравнивать это с тем возрастом, сколько люди живут в нашей стране после пенсионного возраста, сколько в других странах",- сказал Топилин. Председатель Совфеда Валентина Матвиенко (по наблюдениям "Денег", ее можно считать опережающим индикатором официальной позиции Кремля) раньше была против повышения пенсионного возраста, а теперь, судя по сообщению "РИА Новости", солидаризовалась с Улюкаевым и Силуановым.

Бодания с демографией

Стабильность пенсионного обеспечения не только в РФ, но и в мире находится под угрозой негативных демографических трендов, а именно старения населения. В 1950 году в развитых странах, по данным ОЭСР, на одного пенсионера приходилось более семи человек в работоспособном возрасте, в 1963-м - шесть, в 1976-м - пять, а в наше время - четыре. Старение населения продолжается, и, начиная с 2023 года, это соотношение упадет до трех к одному, а с 2047-го - до двух к одному.

В 2000-х на Западе осознали, что стареющее население можно прокормить, только повышая пенсионный возраст. Его дно в странах ОЭСР было достигнуто в 1999 году и составило для мужчин чуть меньше 62 лет и 60,5 года для женщин. В течение 15 лет там плавно повышают возраст выхода на пенсию и будут продолжать и далее. В 2000 году средний пенсионный возраст в странах ОЭСР составлял 60,5 года для женщин и 61,8 для мужчин, а в 2013-м - уже 64 и 65 лет соответственно.

В России из-за низкого пенсионного возраста дела хуже. По среднему варианту демографического прогноза ООН для России до 2050 года, к концу периода доля населения пенсионного возраста увеличится в 1,5 раза, в то время как доля населения трудоспособного возраста значительно сократится. В результате соотношение численности лиц пенсионного и трудоспособного возраста вырастет почти вдвое, с нынешних 32% до 61% к 2050 году.

Вопросы эмансипации

Традиционный аргумент противников повышения пенсионного возраста - низкая средняя продолжительность жизни в РФ. Она действительно намного ниже, чем в среднем по странам ОЭСР (70,7 года против 80 лет). "Да, у нас каждый год растет продолжительность жизни, но пока этот показатель, особенно продолжительность жизни мужчин, к повышению пенсионного возраста не подталкивает",- цитировало "Эхо Москвы" Матвиенко в сентябре 2014 года.

Ключевое слово здесь - "мужчин". В возрасте выхода на пенсию есть гендерный разрыв: женщины выходят на пенсию раньше мужчин. При этом продолжительность жизни женщин больше, чем продолжительность жизни мужчин. Соответственно, женщины проводят на пенсии гораздо больше времени, чем мужчины: в среднем в странах ОЭСР мужчины проводят на пенсии 16 лет, а женщины - 21 год. Развитые страны пошли по пути признания равенства полов и постепенно сокращают гендерный разрыв (сейчас в среднем всего год, а в большинстве стран у мужчин и женщин один и тот же пенсионный возраст).

В России же не только один из самых низких в мире пенсионных возрастов, но и огромный гендерный разрыв - пять лет. Ситуацию усугубляет разница в продолжительности жизни мужчин (65,1 года) и женщин (76,3): она в России самая высокая в мире - более 11 лет. В итоге ожидаемое время пребывания на пенсии (продолжительность жизни с момента наступления пенсионного возраста) для доживающих до него российских мужчин составляет примерно 13 лет (ниже среднего уровня по ОЭСР на три года), для женщин - более 23 лет (выше среднего уровня по ОЭСР почти на три года).

Соответственно, пенсионеров-женщин в России втрое больше, чем пенсионеров-мужчин. По данным Росстата, мужчин в пенсионном возрасте на начало 2014 года было 9,7 млн, а женщин - 24,1 млн (в 2011-м мужчин было 8,9 млн, а женщин - 22,8 млн). То есть, несмотря на меньшую продолжительность жизни с момента рождения, российские женщины проводят на пенсии значительно большую часть жизни, чем женщины в развитых странах, ведь продолжительность жизни с момента наступления пенсионного возраста у них давно уже выше среднего уровня стран ОЭСР. Сейчас на одну женщину в пенсионном возрасте в России приходится всего 1,7 женщины в трудоспособном возрасте, а на одного мужчину в пенсионном возрасте - 4,6 в трудоспособном.

Скрытый ход

"Возраст выхода на пенсию в России оставался неизменным с начала 1930-х,- отмечает замдиректора Независимого института социальной политики Оксана Синявская.- С тех пор структура отраслей, условия и содержание труда изменились, и работники, по данным медицинских обследований, стали терять трудоспособность позже. Но увеличивать возрастную границу было невыгодно: ранний выход на пенсию гарантировал терпимое отношение населения к размеру выплат".

Впрочем, возможно, официально увеличивать эту границу не будут и сейчас. Ведь можно сделать это в скрытой форме, что уже отчасти осуществлено с введением балльной системы. "План Минфина не учитывает политической составляющей и, скорее всего, был вброшен, чтобы все ахнули и сказали: ну то, что приняли, не страшно. Вопрос могут подвесить, например введут какой-нибудь возраст для повышенной пенсии, 62 года или 65 лет, а пенсии с 55 и 60 просто не будут индексировать. Инфляция быстро их обесценит",- замечает собеседник "Денег", попросивший об анонимности.

Еще одна возможность - введение проверки нуждаемости для выплаты пенсий. Это западный вариант государственной пенсии для бедных, принятый, например, в Великобритании. Претендент на пенсию должен будет доказать, что он в ней нуждается. Ввести новый порядок можно с тех же 55 и 60 лет, а потом, если все пройдет гладко, и далее по старшим возрастам.

В этом случае пенсия превращается в пособие по бедности в старшем возрасте - сначала не для всех. Затем логичен следующий шаг - превращение государственной части пенсии в "социальное пособие по нетрудоспособности, ориентированное по размеру на минимальный прожиточный уровень пенсионера". Напомним, именно к такому выводу пришел тогда еще первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев ровно три года назад (см. "Деньги" от 19 марта 2012 года).