Пенсии по старости с февраля. Пенсия по старости: что было, что будет и чем сердце успокоится

С 1 января 2019 г. в России стартовала пенсионная реформа. Новый закон о реформе в его окончательном видео был принят еще 27 сентября 2018 года . Уже 3 октября документ был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом. Текст закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ , опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации, приводится ниже:

Напомним, со своими предложениями по и защите прав в телевизионном обращении к гражданам России в августе 2018 года выступил Владимир Путин. Президентские поправки к законопроекту о повышении пенсионного возраста были единогласно поддержаны депутатами Госдумы на заседании 26.09.2018 г. (во втором чтении законопроекта).

Самой значительной поправкой Президента к этому закону является снижение нового пенсионного возраста женщинам на 3 года - до 60 лет вместо изначально предложенных в законопроекте 63 лет. Также Президент предложил льготные условия по выходу на пенсию в первые 2 года действия нового закона - в 2019 и 2020 гг. (см. ). Все президентские поправки были одобрены депутатами в ходе чтения законопроекта в Госдуме.

Изменения в пенсионной реформе в 2019 году

Президент России Владимир Путин в своем телеобращении 29.08.2018 г. отметил следующее:

  • Проведение запланированной реформы все же необходимо для обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы, которая позволила бы не только сохранить доходы пенсионеров, но и ежегодно их увеличивать с опережающими инфляцию темпами.
  • С принятием такого решения «тянуть дальше нельзя», но необходимо обязательно учесть интересы людей, в связи с чем и были предложены конкретные меры, направленные на смягчение пенсионной реформы .

Обращение Президента к гражданам России содержало ряд предложений, направленных на корректировку параметров правительственного , а также на смягчение последствий от принятия такого непопулярного решения. Из них можно выделить следующие:

Все вышеперечисленные предложения были оформлены в качестве поправок и представлены на рассмотрение в Госдуму во втором чтении законопроекта. В ходе заседания 26 сентября 2018 г. депутаты единогласно приняли все предложенные Президентом меры по смягчению реформы пенсионного возраста. На следующий день (27 сентября) законопроект в окончательном содержании был принят, а 3 октября подписан Президентом.

Новая таблица выхода на пенсию с 2019 по годам

Законопроект, внесенный Правительством на рассмотрение в Госдуму, предлагал повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет, а для мужчин - до 65. Но после рассмотрения Госдумой поправок, сформированных на основе предложений Владимира Путина, был скорректирован.

Согласно принятому в окончательном содержании закону о пенсиях с 2019 года, график выхода на пенсию по годам имеет следующий вид:

Срок выхода на пенсию по старому закону Пенсионный возраст по новому закону, лет Выход на пенсию после повышения
Муж. Жен.
В первой половине 2019 г. 61 – 0,5 = 60,5 56 – 0,5 = 55,5 Во второй половине 2019 г.
Во второй половине 2019 г. В первой половине 2020 г.
В первой половине 2020 г. 62 – 0,5 = 61,5 57 – 0,5 = 56,5 Во второй половине 2021 г.
Во второй половине 2020 г. В первой половине 2022 г.
2021 г. 63 58 2024 г.
2022 г. 64 59 2026 г.
2023 г. и т.д. 65 60 2028 г. и т.д.

Таким образом, переходный период продлится с 2019 по 2022 г. включительно (в течение этого периода значение пенсионного возраста будет постепенно увеличиваться в соответствии с представленным выше графиком), а начиная с 2023 г. установятся окончательные значения - 60 лет у женщин и 65 у мужчин .

Таблица выхода на пенсию по годам рождения в России по новому закону

Пенсия по старому закону Мужчины Женщины В каком году выйдут на пенсию
Дата рождения ПВ Дата рождения ПВ
2019 январь-июнь 1959 60,5 январь-июнь 1964 55,5 июль-декабрь 2019 г. (+0,5 года)
июль-декабрь 1959 июль-декабрь 1964 январь-июнь 2020 (+0,5 года)
2020 январь-июнь 1960 61,5 январь-июнь 1965 56,5 июль-декабрь 2021 г. (+1,5 года)
июль-декабрь 1960 июль-декабрь 1965 январь-июнь 2022 г. (+1,5 года)
2021 1961 63 1966 58 2024 г. (+3 года)
2022 1962 64 1967 59 2026 г. (+4 года)
2023 1963 и т.д. 65 1968 и т.д. 60 2028 г. и т.д. (+5 лет)

Примечание: ПВ - пенсионный возраст по новому закону с учетом поправок Президента.

Таким образом, под действие переходных положений нового закона согласно представленной выше таблице попадут:

  • мужчины 1959-1962 годов рождения (для них пенсионный возраст будет составлять соответственно от 60,5 до 64 лет);
  • женщины 1964-1967 годов рождения (с 55,5 до 59 лет).

Первыми в 65 и 60 лет по новому закону на пенсию будут выходить в 2028 году:

  • мужчины, начиная с 1963 г.р.;
  • женщины, начиная с 1968 г.р.

До 2024 г. размер средней пенсии будет увеличен до размера 20 000 руб. за счет ежегодной индексации. Ежегодно с 2019 г. выплаты будут увеличиваться на 1 000 руб. Для финансового обеспечения повышенных страховых выплат только в 2019 г. понадобится дополнительный трансфер из федерального бюджета в размере 1,9 трлн руб.

Индексация по-новому

В июне 2018 г. Антон Силуанов – министр финансов РФ, сообщил, что в перспективе средние пенсии россиян должны увеличиться до 20 000 руб. Датой, когда выплаты достигнут этого уровня, был обозначен 2024 г. Но главным условием для такого роста обозначено проведение пенсионной реформы, предусматривающей увеличение возраста выхода на заслуженный отдых.

Цитата : «В целом мы говорим о необходимости достижения уровня пенсии за период до 2024 года, выхода на уровень порядка 20 тысяч рублей пенсии», – А. Силуанов.

В выступлении также прозвучало, что увеличение пенсионных выплат будет происходить за счет роста индивидуального пенсионного капитала.

Однако в июле во время выступления на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Татьяна Голикова – вице-премьер, анонсировала новый подход к индексации пенсий, согласно которому уже в январе 2019 г. платежи должны вырасти на 1 000 руб. в месяц или на 12 000 руб. в год.

Обещания чиновников прозвучали, как констатация повышения благосостояния пенсионеров. Но многие аналитики и оппозиционеры усомнились в наличии реальных расчетов и средств в бюджете для обеспечения такого роста платежей.

С января 2019 года на территории России вступил в силу закон о поднятии возраста ухода на пенсию. Эта информация стала самой обсуждаемой новостью года. Многие соотечественники не понимают целей изменения возрастных показателей для оформления пенсии и порядка проведения инноваций. Попробуем разобраться в ключевых аспектах.

Скачать для просмотра и печати:

Изменения в 2019 году

Начиная с января 2019 года, последовательность ухода на заработанный отдых изменилось для подавляющего большинства россиян. Согласно принятому депутатами Госдумы законопроекту, мужчины будут продолжать работать до 65 лет, женщины отдохнут только в 60 лет. Отметим, что в своём телеобращении президент страны пообещал скорректировать проводимую реформу, снизив возрастной критерий для женской половины населения на три года. И в итоге закон был принят с президентскими поправками, за которые проголосовали все депутаты единогласно.

В результате, новый пенсионный порог будет достигнут уже к 2028 году и сохранится на этом уровне в дальнейшем.

Изменения в пенсионном возрасте

Для большей наглядности, приведём таблицу, где продемонстрируем, как будет изменяться пенсионный возраст в ближайшее время.

Год Возраст выхода на пенсию
Мужчин Женщин
2019 60,5 55,5
2020 60,5 55,5
2021 61,5 56,5
2022 61,5 56,5
2024 63 58
Важно! С учётом льготного интервала, в 2019-2020 гг. лица мужского и женского пола смогут оформлять пенсию на полгода позднее до указанного возраста.

Кого коснется пенсионная реформа


Начнём с того, что граждане, которые уже находятся на пенсионном обеспечении, будут получать полагающиеся им выплаты в полном объёме. Это правило касается назначенных ранее социальных льгот и выплачиваемых пособий. Единственное, что заметят пенсионеры - это повышение ежемесячных выплат, и этот рост, по мнению правительства, должен впервые превысить темпы инфляции.

Вносимые в порядок пенсионного содержания корректировки коснутся в основном граждан предпенсионного возраста, которые будут выходить на заслуженный отдых на 5 лет позже. Особенно это заметят россияне, у которых нет страхового стажа и они претендуют на получение соцпенсии. Здесь поднятие возраста будет довольно заметным. В частности, за таким обеспечением мужчины смогут обращаться после 70-летия, женщины - когда достигнут возраста 65 лет.

Необходимость проведения пенсионной реформы

Обоснованиями для повышения возрастного ценза можно выделить два ключевых момента: экономическую и демографическую составляющую.

Экономические моменты

В экономическом плане, повышение возрастного порога должно положительно отразиться на росте самих пенсий. По словам главы Минфина Антона Силуанова, после поднятия возраста индексирование пенсий должно обогнать темпы инфляции. По мнению политика, это должно произойти уже в 2019 году, на первой стадии проведения реформы.

Эти слова косвенно подтвердил и Дмитрий Медведев, пообещавший пенсионерам усредненную прибавку в 1 000 рублей ежегодно.

По факту же уже заявлено сотрудниками ПФР, что реальные параметры прироста пенсии будут варьироваться в зависимости от изначального размера пенсии получателя. А 1000 р. — это ожидаемый средний показатель увеличения пенсий за 1 год

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Демографические проблемы


Если рассматривать реформу сквозь призму демографических тенденций, то ключевым мотивом становится увеличение протяжённости жизни среди населения. Согласно сведениям Росстата, мужчины стали жить дольше на 8,5 лет, дамы - на 5,4 года. Однако подобное долголетие дестабилизирует пенсионную систему в целом. Например, в середине 70-х на одного пенсионера приходилось в среднем 3,7 трудящихся. Сегодня это соотношение снизилось почти в 1,5 раза.

Нельзя не отметить, что здесь приведено приблизительное соотношение числа пенсионеров и трудоспособного населения страны. Если брать в расчёт факт, что многие граждане занимаются фрилансом и не делают страховых отчислений, реальные цифры будут заметно ниже: примерно 1,3 работающих граждан на каждого пенсионера.

Повышение возрастной планки

Выше упоминалось, что поднятие возрастной планки будет проводиться постепенно, и в целом этот переход охватит 10-летний период: завершение запланировано на 2028 год, когда установленный возраст будет повышен для большинства граждан.

Однако пока этого не произойдёт, для многих людей остаётся непонятным, когда именно им обращаться за назначением пенсии. Первая стадия реформы затронет мужчин, родившихся в 1959 году, и женщин, появившихся на свет в 1964. Для наглядности примера приведём таблицы, где продемонстрируем, кому и когда обращаться за пенсионным обеспечением.

Таблица 1

Мужчины

Год рождения Год обращения за пенсией
1959 (первая половина) 2019 (второе полугодие) 60.6
1959 (вторая половина) 2020 (первое полугодие) 60.6
1960 (первая половина) 2021 (второе полугодие) 61.6
1960 (вторая половина) 2022 (первое полугодие) 61.6
1961 2024 63
1962 2026 64
1963 2028 65

Таблица 2

Женщины

Год рождения Год обращения за пенсией Полных лет на момент обращения
1964 (первая половина) 2019 (второе полугодие) 55.6
1964 (вторая половина) 2020 (первое полугодие) 55.6
1965 (первая половина) 2021 (второе полугодие) 56.6
1965 (вторая половина) 2022 (первое полугодие) 56.6
1966 2024 58
1967 2026 59
1968 2028 60

Допустимы ли исключения


Такая возможность действительно предполагается. Проводимая реформа не коснется персонала предприятий, задействованного на потенциально опасных производствах. Сюда относятся:

  • «горячая сетка» и проведение работ под землёй;
  • локомотивные бригады;
  • текстильная промышленность (только для женщин, при условии тяжёлого труда и увеличенной интенсивности производства);
  • геологоразведка, партии геофизических, гидрологических и других исследовательских групп, работающих в полевых условиях, включая работы по лесоустройству;
  • плавсостав речного и морского флота, кроме кораблей, выполняющих задачи в пределах акваториальных вод;
  • горнодобывающая отрасль промышленности;
  • летный и инженерный состав гражданских авиалиний;
  • работа с осуждёнными в учреждениях УИН;
  • операторы сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной и грузоподъемной спецтехники (только женщины);
  • сотрудники лесозаготовительных предприятий, включая ремонтные бригады;
  • состав аварийно-спасательных отрядов.

Помимо этого, реформации не затронут социально незащищенные слои населения. В частности:

  • , родивших 5 и больше детей. А для родивших 3-4 детей и вырастивших их до 8 лет также предусмотрены поблажки в виде возможности уйти на пенсию в 57 и 56 лет соответственно, но при наличии требуемого страхового стажа;
  • родителей, опекунов, занимавшихся воспитанием детей-инвалидов до достижения последними 8-ми лет;
  • женщин, родивших больше двух детей, при наличии «северного» стажа;
  • получивших группу инвалидности на военной службе;
  • инвалидов по зрению с подтверждённой 1 группой;
  • лиц, страдающих гипофизарным нанизмом (лилипутов) и диспропорциональных карликов;
  • граждан, живущих на Крайнем Севере или регионах с аналогичными климатическими условиями, занимающихся традиционными видами деятельностями — оленеводством, охотничьим промыслом, рыболовством. Что касается остальных северян, то возрастные границы для них тоже передвинуты, теперь эти лица смогут претендовать на пенсию в 55 и 60 лет соответственно — женщины и мужчины);
  • пострадавших в результате техногенных аварий;
  • , в том числе испытатели десантируемой и аэрокосмической техники.

С полным перечнем категорий граждан, которых не затронет пенсионная реформация, можно ознакомиться

Кроме того, обратиться за пенсией и единовременными выплатами по старым возрастным критериям смогут люди, выбравшие накопительный вариант пенсионного обеспечения.

Пенсионная реформа для госслужащих


Для этого руководящего звена поднятие возрастного порога было обозначено ещё в 2017 году. Согласно принятой норме, для служащих муниципалитетов, чиновников регионального и государственного уровня, повышение вводится постепенно, с полугодичным шагом. Так будет продолжаться, пока не будет достигнута планка 63 и 65 лет, женщинам и мужчинам соответственно.

Начиная с 2020 года, поднятие порога будет проходить соразмерно: на 12 месяцев каждый год. В результате повышение возраста госслужащих будет происходить параллельно общей пенсионной реформе.

Если пенсия полагается досрочно

Вводимые изменения затронут и «досрочников», которые наделены правом обращаться за назначением пенсионного содержания раньше установленных законом сроков. Рассмотрим основные положения.

Спецстаж


Термином «спецстажа» обозначается определённая трудовая деятельность при особых условиях работы или для представителей определённых профессий. После перехода на новые рельсы пенсионной реформы, спецстаж останется для:

  • граждан, работающих на Крайнем севере или местностях, с аналогичными климатическими условиями ;
  • творческих работников;
  • медработников.

Сегодня специальный стаж варьируется в пределах 15-30 лет. Однако, несмотря на отсутствие изменений, для перечисленных категорий предполагается поэтапно откладывать сроки обращения за назначением пенсии.

В частности, год, в котором указанные выше лица выработают спецстаж, будет зафиксирован, а назначат «досрочную» пенсию по истечении определенного временного отрезка. В 2019-2028 гг. фактический срок обращения за пенсией будут переносить на 1-5 лет. Выработавшие спецстаж в 2028 г. и позже, обретут реальную возможность обратиться за назначением страховой пенсии спустя 5 лет с момента выработки данного стажа.

Чего ожидать


С учётом общепринятых требований к трудовому спецстажу, возраст для выхода на пенсию для граждан, работающих на Крайнем Севере и аналогичных территориях, будет постепенно продлён на 5 лет. В частности, мужчины смогут претендовать на получение денежного содержания в 60 лет, женщины - в 55.

Для медперсонала, преподавателей и представителей творческих профессий предусматривается иной порядок. В частности, для этой категории граждан будет отсрочен срок оформления пенсии на 5 лет.. Например, после того, как спецстаж, нужный для выхода на пенсию, будет выработан, он регистрируется, а право на получение пенсионного обеспечения появляется спустя установленный срок.

К примеру, педагогам необходимо 25 лет выслуги в детских учреждениях вне зависимости от их возраста и пола. Если преподаватель в 2021 г. выработает необходимый стаж, то по факту пенсию ему назначат только через 3 года, т.е. в 2024 г..

Кому положено


Новыми «досрочниками» станут:

  • женщины и мужчины, отработавшие 37 лет и 42 года соответственно — на 2 года раньше остальных, но не ранее, чем исполнится 55 и 60 лет соответственно;
  • многодетные матери, родившие и воспитавшие трёх и четырёх детей — в 57 и 56 лет соответственно;

неработающие предпенсионного возраста, которые не могут трудоустроится по независящим от них причинам — в 58 и 63.

Важно! Несмотря на поднятие возраста, право на получение социальных льгот для пенсионеров пересматриваться и изменяться пока не будет. В частности, оформить полагающиеся льготы можно будет в 55 и 60 лет.

Когда можно обращаться за социальной пенсией


«Социалка» полагается гражданам, которые официально не трудоустраивались и не имеют необходимого для назначения страховой пенсии стажа. До принятия закона о реформациях такие люди могли обращаться за пенсией на 5 лет позднее, чем работающие соотечественники.

В 2019 году эта тенденция сохранится, но возраст для назначения «социалки» будет также увеличен. Теперь женщины, у которых отсутствует необходимое число лет страхового стажа, смогут обращаться за пенсией после наступления 65-летнего возраста, мужчины - после 70 лет.

Что касается инвалидных социальных выплат, то такие пенсии будут оформляться, как и прежде.

Как самому определить дату выхода на пенсию


Для этого нужно учитывать следующие факторы:

  • возраст;
  • трудовой стаж;
  • профессию;
  • льготы.

При этом нужно учитывать, что первые два года после проведения реформы у граждан имеется право льготного выхода на пенсию на полгода раньше предусмотренных сроков. Например, этим правом могут воспользоваться мужчины, которым нужно выходить на пенсию в 2021-2022 гг. Эти граждане родились в 1960 году, поэтому смогут выйти на заслуженный отдых уже в 61,5 год. Однако если у такого гражданина имеется трудовой стаж, превышающий 42 года, то назначение пенсии с учётом льгот произойдёт уже в 60 лет.

Что ожидает льготников

Выше мы указывали, что есть определённые категории граждан всеобщее повышение пенсионного возраста не затронет. Это коснется работников, задействованных на тяжёлых и опасных производствах, а также для отдельных категорий «досрочников», которые получили данное право по медицинским или социальным показателям.

Кроме того, особую привилегию в виде 25% надбавки к пенсии получили жители сельской местности, трудившиеся в с/х не менее 30 лет.

Как будут индексироваться выплаты


Правительство обещало, что после проведения реформы средний размер пенсии по стране будет увеличен на 1 000 рублей. Данная цифра была озвучена Дмитрием Медведевым, эту сумму упоминала в своём интервью и Тамара Голикова. Однако будущим и нынешним пенсионерам осталось непонятным, как именно будет происходить индексация пенсий.

Уже заявлено, что индексация будет производиться ежегодно в январе только до 2024 г.

В год или в месяц

Речь идёт о ежемесячном повышении пенсий, но не на 1 000 рублей, и не всем. В частности, согласно действующему законодательству, индексация проводится ежегодно с 1 января. В 2019 году индексация прошла в размере 7,05%.

В последующие годы ближайшей пятилетки индексация запланирована в меньших размерах и тоже в процентном отношении в пределах 5,5-6,6%

Возникает резонный вопрос: если показатели индексации так разнятся — откуда же берется та самая озвученная прибавка в 1000? Ответ прост: как всегда, подразумевались усредненные данные.

Если брать за исходную величину средний размер выплат по регионам, который составляет 14 000 рублей, то ежемесячная прибавка выйдет порядка 1 000 рублей, что и было озвучено чиновниками из аппарата правительства.

Однако если вчитываться в разъяснения представителей Правительства РФ более детально, то прибавка все-таки обещана не ежемесячная, а ежегодная. Что более логично и правдоподобно, поскольку уже заявлено, что страховые возрастные пенсии для неработающих будут индексироваться 1 раз в год в январе. Таким образом, получается, что возрастание пенсий гипотетически будет происходить ежегодно: в начале каждого года и больше в течение ближайших 12 месяцев пенсия граждан расти не будет. А это значит, что фактическая ежемесячная прибавка к пенсии в среднем составит 83,3 р.

То есть, фактическая прибавка мало того, что будет не ежемесячная, а ежегодная, так еще и не в фиксированном размере, а в процентном соотношении к изначальному размеру пенсии получателя. И здесь нынешних пенсионеров ожидает новый виток социальной несправедливости: прибавка будет больше у тех, кто и ранее получал пенсию больше. А те, у кого пенсия изначально меньше, смогут рассчитывать лишь на минимальную прибавку.

Таким образом, если человек получал минимальную пенсию, которая в целом по РФ сейчас находится на уровне 8.726 р., то его прибавка в 2019 г. соответственно составит 615 р. 18,3 коп. и он будет целый год получать пенсию в размере 9.341, 183 р. Далее в 2020 г. прибавка будет 615 р. 51,8 коп. Пенсия станет 9.956,701 р. В 2021 г. прирост составит 627 р. 27 коп. и пенсия будет на уровне 10.583, 97 р. В 2022 г. прибавка — 613,87 р., пенсия — 11.172, 84 р. В 2023 г. прирост — 614,51 р., пенсия — 11787,35. В 2024 г. прибавка — 636,52 р., пенсия — 12.423, 87 р.

Реальный рост пенсии на конкретно взятом примере составит за весь реформационный индексируемый период всего лишь 3697,87 р.

Если же человек получает изначально пенсию меньше федерального или регионального прожиточного минимума (к слову, федеральный, как раз на середину 2018 г., составляет 8.726 р.), то его пенсию в любом случае доводят до уровня прожиточного минимума в целом по стране и региону проживания. А т.к. фактическая индексация для таких людей будет еще меньше, чем в выше обозначенном примере, то это все равно будет в большинстве случаев меньше ПМ. А значит, такую пенсию все равно доведут до уровня ПМ и по факту никаких изменений с пенсией в реальном денежном выражении не произойдет. Все будет происходить только “на бумаге”.

Это означает, что в действительности ощутимую прибавку, приближенную к озвученным Правительством РФ цифрам, получат только те неработающие пенсионеры, у которых уже назначена страховая пенсия по возрасту — с размером от 14 тыс. 300 р.

Кому полагается


Получателями такой прибавки будут только те пенсионеры, которые уже получают страховую пенсию и при этом не работают (во всяком случае официально). А это значит, что людей, получающих социальные пенсии, в том числе по гособеспечению, январская индексация не коснется.

Всем, кто получает страховые пенсионный выплаты по возрасту — платежи проиндексированы в январе. Еще раз уточним, что размер прибавки будет зависеть от фактического размера выплат на момент индексации. Например, если гражданин получает среднюю пенсию в 14 000 рублей, то с учётом индексации в 7,05%, он будет получать на 980 рублей больше. Прибавка будет единовременной, но пенсия в 14 980 рублей будет выплачиваться до следующей индексации.

Если гражданин получает пенсию в 10 000 рублей, его прибавка составит 700 рублей, если пенсионное содержание 20 000 рублей - полагается доплата в 1 400 руб.

Ежегодная прибавка 12 000 рублей в год


Такая цифра тоже была озвучена, что внесло ещё больше недопонимания в индексацию пенсий и повышение выплат. Отметим, что на ежегодную суммарную прибавку в 12 000 рублей могут рассчитывать пенсионеры, размер денежного содержания которых равен среднему размеру пенсий по стране - 14 000 рублей. Граждане, которые получают 10 000 рублей, получат общую прибавку в 8 400 руб.

Уточним, что речь идёт не о разовых выплатах. Ежегодное повышение пенсий будет достигнуто увеличением ежемесячной выплаты.

Более того, в действительности правительством было заявлено, что к концу реформирования (переходного периода) средняя прибавка к пенсии достигнет 12.000 р. То есть, обозначенного увеличения, скорее всего, надлежит ждать по итогам пенсионной реформы после 2028 г.

Уже озвучена запланированная индексация на большую часть реформационного периода — 2019-2025 гг. В 2019 г. СПК и фиксированная пенсионная выплата увеличатся на 7,05%, до 87,24 и 5.334 р. В 2020 г. эти же показатели планируется увеличить на 6,6%, в 2021 - на 6,3%, в 2022 - на 5,9%, в 2023 г. - на 5,6%, в 2024 - на 5,5%. Именно эти цифры должны обеспечить ежегодный пенсионный рост выше гипотетической инфляции и доведение средних пенсий до 20.000 р. к концу указанного 6-летнего периода. Таким образом, вышеобозначенные выводы были сделаны абсолютно верно.

Что ждет работающих пенсионеров

Эту категорию граждан индексация пенсионного обеспечения не затронет. Как было раньше, размер пенсий будет пересчитываться с учётом всех повышений лишь тогда, когда гражданин официально прекратит трудовую деятельность.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Пенсия по старости существует в нашей стране около 90 лет. За это время система пенсионного обеспечения неоднократно реформировалась и изменялась. Рассказываем, какой была пенсия по старости и что ждет пенсионеров в будущем.

Пенсия по старости

Впервые в России пенсия по старости была учреждена в 1929 году в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости» от 15.05.1929.

Данным актом были определены основные характеристики и принципы пенсионного обеспечения, которые с некоторыми изменениями существуют до настоящего времени. Так, пенсия назначалась независимо от состояния трудоспособности, но с учетом обязательного минимального трудового стажа.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Впервые в России пенсия по старости была учреждена в 1929 году в размере не менее 50% прежнего заработка пенсионера от работы по найму.

2. Право на получение пенсии было гарантировано: мужчинам, достигшим 60 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 25 лет; женщинам, достигшим 55 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 20 лет.

3. Первыми получателями пенсии по старости были рабочие горной, металлической промышленности, электропромышленности, а также железнодорожного и водного транспорта.

4. В 1936–1937 годах пенсия была распространена уже на все отрасли промышленности.

5. В 1937 году право на получение пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях получили государственные служащие

6. В 1956 году был принят единый закон СССР, который установил всеобщее право граждан на получение пенсии по старости.

7. В 1965 году вступил в силу Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов» и колхозники наконец тоже получили право на пенсии.

8. В начале 90-х годов прошлого века произошел развал всей действующей советской пенсионной системы. Фактически государственный бюджет отказался от выплаты пенсий, которые с 1990 года уже не признавались государственным обязательством. В конце 1990 года был создан ПФР, на который ложилась вся забота о пенсионерах.

9. Впоследствии было проведено еще несколько пенсионных реформ, которые также особым успехом не увенчались.

10. На 2018 год намечено проведение очередной пенсионной реформы, главный и единственный смысл которой заключается в увеличении возраста выхода на пенсию.

11. Правительственный законопроект предлагал увеличить пенсионный возраст для женщин на 8 лет – до 63 лет, а для мужчин на 5 лет – до 65 лет. Но затем президент предложил смягчить условия пенсионной реформы и рекомендовал уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Пенсия выплачивалась в размере не менее половины прежнего заработка пенсионера от работы по найму. Это был обязательный минимум. Союзному совету социального страхования разрешалось устанавливать предельные суммы, выше и ниже которых пенсия назначаться не могла. Право на получение пенсии было гарантировано:

  • мужчинам, достигшим 60 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 25 лет;
  • женщинам, достигшим 55 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 20 лет.

При этом существовали и льготные категории граждан, которые могли уйти на пенсию до достижения общего пенсионного возраста. К ним были отнесены, например, лица, занятые на подземных работах в горной промышленности. Они могли выйти на пенсию в 50 лет при наличии общего трудового стажа не менее 20 лет, из которых не менее 10 лет - на подземных работах.

Конкретный перечень льготников утверждался Союзным советом социального страхования. Данный орган мог снижать установленный пенсионный стаж и возраст с учетом вредности производства.

Первыми получателями пенсии по старости были рабочие горной, металлической промышленности, электропромышленности, а также железнодорожного и водного транспорта. Уже через год, в 1930 году, к ним присоединились работники химической, текстильной, полиграфической, стекольно-фарфоровой, табачно-махорочной промышленности («Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13.02.1930).

Союзный совет социального страхования получил неограниченное право по распространению пенсионного обеспечения на рабочих других отраслей промышленности. Поэтому число получателей пенсии постоянно росло.

В 1936–1937 годах пенсия была распространена уже на все отрасли промышленности.

В Конституции СССР 1936 года впервые было закреплено право всех граждан на материальное и денежное обеспечение в старости (ст. 120 Конституции). Это право обеспечивалось системой социального страхования рабочих и служащих.

В 1937 году право на получение пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях получили государственные служащие (Постановление ВЦСПС от 31.07.1937). В том же году в соответствии с Постановлением СНК СССР от 31.07.1937 пенсионные правила распространили также и на лиц, ранее лишавшихся избирательных прав (участники белых армий, преступных банд, священнослужители).

Что касается колхозников, то первоначально специального акта, регламентирующего выплату им пенсий по старости, не существовало. Право колхозников на получение пенсии было закреплено в Примерном уставе сельскохозяйственной артели, утв. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17.02.1935. Так, общее собрание артели обязывалось создавать специальные фонды для оказания материальной поддержки старикам, нуждающимся семьям, а также лицам, утратившим трудоспособность. Размер такого фонда мог составлять не более 2% от всей валовой продукции артели. Иными словами, пенсионное обеспечение колхозников осуществляло не государство, а сам колхоз.

Всеобщее право на пенсию по старости

Вплоть до 1956 года пенсионная система СССР была чрезвычайно запутанной и регламентировалась десятками различных НПА. В 1956 году был принят единый закон СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956, который установил всеобщее право граждан на получение пенсии по старости.

В соответствии с данным законом с 1956 года правом на получение пенсии обладали:

  • мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет,
  • женщины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Лицам, которые достигли пенсионного возраста, но не имели достаточного стажа работы, пенсия по старости назначалась в размере, пропорциональном имеющемуся стажу, но не менее 25% полной пенсии.

Пенсии исчислялись из среднемесячного фактического заработка. В этот заработок включались все виды зарплаты, кроме зарплаты за сверхурочную работу, за совместительство и всякого рода выплаты единовременного характера. Среднемесячный заработок для расчета пенсий брался за последний год работы либо за любые 5 лет подряд из последних 10 лет работы.

В случаях, если зарплата работника составляла от 80 до 100 рублей в месяц, пенсия начислялась в размере 55 % от зарплаты (минимальная пенсия здесь – 52 рубля).

Если работник получал свыше 100 рублей в месяц, его пенсия составляла не более 50% от месячного заработка, но не менее 55 рублей в месяц.

При этом после выхода на пенсию разрешалось проработать еще какое-то время на более высокооплачиваемой должности в целях увеличения размера пенсии. Проработать нужно было не менее 2 лет и пенсионеру делался перерасчет пенсии в сторону ее увеличения.

Существовали и разнообразные надбавки к пенсии. Например, за непрерывный стаж работы свыше 15 лет или за общий стаж работы мужчинам, проработавшим не менее 35 лет, и женщинам, проработавшим не менее 30 лет, полагалось еще 10% от размера пенсии.

Пенсии со всеми надбавками назначались в пределах 100% заработка, из которого исчислена пенсия, и не свыше максимальных размеров пенсий. Данное ограничение не распространялось на инвалидов 1 группы, а также семьи, потерявшие кормильцев, с тремя или более нетрудоспособными. Также данное ограничение не применялось в отношении льготников, которые были заняты на опасных и вредных производствах.

Минимальный размер пенсии по старости составлял 50 рублей в месяц, а максимальный размер - 120 рублей в месяц.

Лицам, проработавшим на работах, дающих право на льготы, от 15 до 20 лет, пенсия выплачивалась в размере 140 рублей. Если стаж на таких работах превысил 20 лет, максимальная пенсия составляла уже 160 рублей в месяц.

Пенсия, исчисленная в размере не свыше 60 рублей в месяц, через 10 лет после ее назначения повышалась на 1% заработка, из которого она исчислена, за каждый полный год, прошедший после ее назначения. Последующее повышение пенсии, установленной в размере не свыше 60 рублей, производилось через каждые 2 года на 2% того же заработка.

Выплата пенсий обеспечивалась государством за счет бюджетных средств. Для этого ежегодно формировался бюджет государственного социального страхования. Его составляли бюджетные средства государства, а также страховые взносы предприятий, учреждений и организаций. Взносы уплачивались предприятиями без каких-либо вычетов из зарплаты работников.

Законодательное закрепление права на получение пенсий колхозниками произошло спустя почти 10 лет с момента принятия закона о государственных пенсиях. В 1965 году вступил в силу Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов» от 15.07.1964.

Все колхозники теперь получили право на получение пенсий при достижении пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 – для женщин) и наличии необходимого трудового стажа (не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 – для женщин).

Первоначально пенсии колхозникам назначались в размере 12 рублей в месяц. Но эта величина могла быть пересмотрена в сторону увеличения руководством колхоза. Пенсия каждый год увеличивалась. Помимо денег, правление колхоза могло предоставлять своим пенсионерам иную материальную помощь. Например, в форме выдачи урожая и продуктов питания. К 1987 году минимальная величина колхозных пенсий составляла 40 рублей в месяц, а пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет, – 50 рублей.

Пенсии по старости в РФ

В начале 90-х годов прошлого века произошел развал всей действующей советской пенсионной системы. Из СССР в части пенсий было взято немного. А именно: возраст выхода на пенсию и общий трудовой стаж, полагающийся для ее получения.

В новой России прекратил свое существование бюджет государственного социального страхования, а вслед за ним была упразднена система персональных и отраслевых социальных льгот и дифференцированных пенсионных надбавок.

Фактически государственный бюджет отказался от выплаты пенсий. В конце 1990 года был принят Федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который создавал некую кредитно-финансовую организацию, на которую теперь и ложилась вся забота о пенсионерах, – ПФР.

ПФР получил автономию и независимый от государственной казны бюджет. При этом фонд мог распоряжаться всеми свободными денежными средствами, что в условиях капитализма создавало простор для инвестирования и финансовых спекуляций. По итогам выяснилось, что ни инвестировать, ни спекулировать ПФР, несмотря на свою независимость от государства, не может. Причина этому – банальное отсутствие денежных средств.

Госбюджет денег уже не давал, и единственным источником пополнения ПФР стали страховые взносы, перечисляемые предприятиями. Учитывая, что в 90-х годах предприятия по всей стране закрывались и банкротились тысячами, ПФР уже с самого начала своего функционирования столкнулся с катастрофическим дефицитом денег. Нехватка денег была настолько острой, что фонд месяцами не выплачивал и задерживал даже копеечные пенсии.

Поэтому самыми эффективными финансовыми операциями ПФР стали займы и кредиты в коммерческих банках, а российские пенсионеры на долгие годы возглавили список самых бедных и незащищенных категорий граждан.

Впоследствии было проведено еще несколько пенсионных реформ, которые также особым успехом не увенчались.

По данным Минтруда, в 2018 году . Решать проблему низких пенсий в ближайшие годы планируется путем который, по мнению законодателей, уже неактуален.

Пенсия по старости 2018

На текущий год законодателями намечено проведение очередной пенсионной реформы, главный и единственный смысл которой заключается в увеличении возраста выхода на пенсию. Направлена пенсионная реформа, по словам правительства, на уменьшение дефицита Пенсионного фонда РФ и на повышение размера пенсий.

В качестве правового обоснования грядущей реформы выступает Конвенция МОТ №102 от 28.06.1956 о минимальных нормах социального обеспечения. Согласно данному документу, в странах допускается установление пенсионного возраста на уровне 65 лет и выше.

В целях проведения реформы Правительство РФ , который предлагал увеличить пенсионный возраст:

  • для женщин на 8 лет – до 63 лет,
  • для мужчин на 5 лет – до 65 лет.

Согласно законопроекту, повышение пенсионного возраста начнется уже с 2019 года и будет проводиться постепенно. Реформа затянется на 10 лет для мужчин и на 16 лет для женщин. Окончательное достижение возраста выхода на пенсию в 65 лет для мужчин планируется в 2028 году, а 63 лет для женщин – в 2034 году.

В соответствии с документом первыми, кого затронет повышение пенсионного возраста, являются мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения. Эти граждане с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году. То есть в возрасте соответственно 61 год и 56 лет. Женщины, родившиеся в 1971 году, получат право выхода на пенсию в 2034 году в возрасте 63 лет (без учета президентских поправок).

Изменения не коснутся лиц, которые уже вышли на пенсию.

В настоящее время данный законопроект и к нему готовятся поправки. В частности, поправки рекомендовал внести в документ Президент РФ, который пенсионной реформы.

По словам президента, пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. В связи с этим он рекомендовал уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет. Таким образом, женщины будут выходить на пенсию в 60, а мужчины – в 65 лет.

Также президент предложил установить право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. Если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше положенного срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. Для женщин, у которых 5 и более детей, возраст выхода на пенсию составит 50 лет.

Кроме того, президент предложил установить льготу гражданам, которые выйдут на пенсию по действующему законодательству в ближайшие два года после старта реформы. Таким гражданам установят право оформить пенсию на 6 месяцев раньше нового пенсионного возраста.

«Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года. То есть, повторю, на 6 месяцев раньше», – заявил президент.

Тема пенсионной реформы на этом не закрыта. Минтруд собирается , Госдума планирует направлять в ПФР деньги, конфискованные у коррупционеров, а государство будет привлекать к уголовной ответственности работодателей за увольнение предпенсионеров. Кстати, 26 сентября Госдума в пенсионную реформу и утвердила во втором (основном) чтении закон о повышении пенсионного возраста.

Следите за хроникой событий на БУХ.1С.