Самообразование по квиллингу. Развитие мелкой моторики посредством квиллинга у детей

Жирякова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №11
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей 2 младшего дошкольного возраста".
Дата публикации: 08.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Опыт работы воспитателя Жиряковой Надежды Владимировны. Приоритетным направлением в моей работе является
«Развитие тонкой

моторики руки посредством квиллинга у детей 2 младшего

дошкольного возраста».

Цель:
проводимой работы – обучить детей 2 младшей группы технике обработки бумаги «квиллинг» посредством систематической и последовательной работе с постепенным усложнением уровня выполнения работ и совместной деятельности детского сада и семьи по освоению данного вида конструирования.
Задачи
: познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу), составлять из них различные композиции от простых до более сложных. Посредством занятия квиллингом повысить у детей уровень развития тонкой моторики, развивать мышление, внимание, память, творческие способности. В процессе работы привить детям эстетический вкус, интерес к творческому труду. Организовать работу с родителями по ознакомлению с квиллингом с использованием разных форм (мастер-класс, консультация, практикум, оформление выставок совместных работ, мультимедийные просмотры). В моей работе использует такие пособия, как «Квиллинг. Волшебство бумажных завитков» С. Букина, М. Букин, «Узоры и мотивы из бумажных лент» Д. Дженкинс, «Популярный квиллинг» У. Хелен, «Развитие и обучение. Воспитателям и родителям» В. Н. Белкина. Я определила пути реализации обучения детей 2 младшего возраста группы технике обработки бумаги «квиллинг» посредством создания условий (предметно- развивающей среды, методического обеспечения, ТСО), обновления содержания, форм и методов работы с детьми, просвещения родителей, пропаганды среди них данного вида конструирования. В работе с детьми я использую такие формы и методы, как подгрупповая деятельность, чтение познавательной литературы. Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Активно использую мультимедийные средства для
обучения детей технике квиллинга. Предметно- развивающая среда группы и веранды способствует и побуждает детей к данному виду творчества. Елена Борисовна использует игры с палочками и цветными спичками, пальчиковые игры, упражнения с мозаикой и мелким конструктором, рисование по трафаретам и с использованием фигурной линейки, штриховки разной сложности, лепку с природным материалом, различные виды аппликации, графические диктанты и т.д В результате проводимой работы у детей 2 младшей группы эффективно развивается тонкая моторика руки. Уровень развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук становится более целенаправленным. Особо важен показатель улучшения развития сложно- координированных движений ведущей руки. Значительно улучшились у воспитанников показатели развития речи, мышления, памяти, внимания, связной речь. История квиллинга. Квиллинг – искусство бумагокручения, один из видов декоративно – прикладного искусства. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью иголки, шила или простой зубочистки скручиваются в спирали, которые затем видоизменяются в самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные композиции. Квиллинг – на английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» и переводится как «птичье перо». Именно птичье перо сыграло большую роль в развитии квиллинга и создании шедевров из бумаги: чтобы получить тонкую спираль для композиции, длинные полоски бумаги накручивались как раз на него. История квиллинга довольно необычна. Это искусство переходило от запада к востоку и обратно, обогащаясь национальными особенностями разных культур. Вполне возможно и то, что появление квиллинга относится к разным культурам. Хотя происхождение квиллинга нигде не зарегистрировано, некоторые считают, что этот вид искусства появился сразу после изобретения бумаги в Китае в 105 году нашей эры. Другие источники полагают, что этот вид искусства существовал в древнем Египте. Очевидно одно – у квиллинга богатая история. Считается, что в 300-ых и 400-ых годах серебряными и золотыми полосками украшали колонны и вазы, а также используя эту технику, создавали прекрасные ювелирные украшения. К 1200-ым годам этот вид искусства был очень популярен. В Корее бумагокручение приобрело характерные, присущие искусству Востока качества. Каждая работа восточного мастера может требовать огромного времени на изготовление, отличаться величайшей
тщательностью, тонкостью и состоять из сотен мельчайших деталей, объединенных в одну совершенную композицию. В Корее квиллинг входит даже в школьную программу, а так же считаться видом национального искусства. В Европе искусство бумагокручения возникло в эпоху ренессанса, в конце XIV - начале XVI века. Создавать миниатюрные украшения из позолоченной бумаги, которую частенько вырезали из позолоченных полей книг, научились монахини в католических итальянских и французских монастырях. Вполне возможно! Ведь таинственный и неспешный мир средневековых монастырей вполне располагал к несуетной работе во Славу Божию. Монахини украшали при помощи квиллинга книжные обложки и предметы религиозного культа. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако в Англии, в музее Виктории и Альберта в Лондоне хранятся многие творения принцессы Елизаветы, которая всерьёз увлекалась искусством квиллинга. XVIII веке филигранное кружево из бумаги стало популярно в Европе, в те времена девушки обучались рукоделию в специальных школах, это было одно из немногих занятий позволительное женщинам из высших слоев общества. Почему – именно из «высших»? – Вполне понятно, что качественная разноцветная бумага была когда-то весьма дорогостоящим материалом, свободно использовать которую мог только привилегированный класс. В XIX веке это уже было любимым дамским развлечением. Украшения из квиллинга применялись повсеместно: на шкафах и стойках, кошельках, дамских принадлежностях, картинах и рамах, корзинах, гербах и винных бочках. Квиллинг очень активно применялся и в украшении мебели, некоторая мебель изготавливалась со специальными углублениями в лицевых панелях под бумажное кружево. Так же квиллинг использовался в сочетании с вышивкой, живописью и другими видами искусства. Но большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает
личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Предлагаемая работа по «Развитию тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей 2 младшего дошкольного возраста» имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Эта работа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником,
дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал (бумага) приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Работа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). «Весёлый завиток» - так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной работы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель работы
– научить детей новой технике обработки бумаги – квиллингу, в свободное от занятий время, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи работы:

Обучающие:
 Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга. Обучать различным приемам работы с бумагой.  Формировать умения следовать устным инструкциям.  Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.  Обогащать словарь ребенка специальными терминами.  Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:
 Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.  Развивать мелкую моторику рук и глазомер.  Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.  Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.  Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству квиллинга. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе работы:
 доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);  демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и дошкольника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);  научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы); Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания работы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Работа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл
работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. В процессе работы по «Развитию тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей старшего дошкольного возраста», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Организационно-методическое обеспечение работы по данной теме:
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость группы) Работа по «Развитию тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей старшего дошкольного возраста», рассчитана на 2 года. Для ее успешного выполнения на занятии численность детей в группе должна составлять не более 12 человек. Годовой курс работы рассчитан на 72 часа, 3 занятия по 20 минут. Группа формируется из детей в возрасте от 3-7лет.
Формы и методы:
В процессе занятий используются различные формы их проведения: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы: методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.); наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

о
бъяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;  репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;  частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;  исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности

дошкольников на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;  индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах;  индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Ожидаемые результаты:
В результате проведённой работы по данной теме «Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей 2 младшего дошкольного возраста», дошкольники:  научатся различным приемам работы с бумагой;  будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;  научатся следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;  будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;  разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.  познакомятся с искусством бумагокручения;  овладеют навыками культуры труда;  улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации работы по данной теме
 Составление альбома лучших работ.  Проведение выставок работ дошкольников: в детском саду, в городе.  Участие в выставках детского прикладного и технического творчества.
Техническое оснащение занятий и инструменты для квиллинга
Для занятий необходимо иметь: цветную бумагу, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка. Подробнее:
Пинцет.
Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. они могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы.
Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.
Клей.
Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА. При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.
Техника квиллинга
На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.
Бумага для квиллинга
Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.
Литература:
- Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек». -Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент».
-Д.Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги». - Е. Котаргинова «Квиллинг». Бумажная пластика. 2008. - А.Быстрицкая. «Бумажная филигрань». Айрис-Пресс. 2010. -Диана Боден «Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг» и др. - Журнал «Радуга идей (квиллинг)» №8 (14) 2012г. - Журнал «Радость творчества: Фантазии из бумаги (квиллинг)» №6 2012г. -Н. Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике- 3» Москва 2009

создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое другое, что интересует ребёнка. В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики рук. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Дети плохо умеют держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Поэтому развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, т.к. слабость движения пальцев и кистей рук затрудняют овладение простейшими, необходимыми для жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

, Математический КВН с родителями «В гостях у Королевы Математики» и ещё 23 файл(а).
Показать все связанные файлы
Самообразование

воспитателя Журбиной Е. Н.

по теме:

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику «Квиллинг»

– улучшат свои коммуникативные способности.

Работа с педагогами

Для педагогов были предложены консультации: «Квиллинг – нет ничего не возможного», «Квиллинг или бумажная филигрань», «Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у старших дошкольников»

Работа с родителями

Закреплять умения и навыки по квиллингу дети могут и в домашних условиях, для этого нужно заинтересовать родителей. Для родителей можно организовать «творческую мастерскую» и показать основы квиллинга. И если у ребёнка дома возникнут трудности при выполнении деталей квиллинга, родители смогут ему помочь. Смогут помочь и при выполнении поделок для выставок в детском саду.

Консультация для родителей

Квиллинг как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста – это один из важных аспектов их общего физического и психического развития. Невозможно добиться результативной деятельности в обучении и овладеть элементарными практическими навыками без развития мелких мышц руки. Уровень сформированности навыков мелкой моторики становится показателем успешности ребёнка в разных сферах. Овладение трудовыми, изобразительными, музыкальными и графическими умениями осуществляется только при условии развития навыков мелкой моторики. Кроме того, ребёнок, имеющий высокий уровень её развития, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, у него высокие интеллектуальные и творческие способности.

В настоящее время у многих детей наблюдается и недостаточное развитие мелких мышц руки. Особенно слабо развита координация движения ведущей руки (т.е. умение держать ручку, карандаш или ножницы в качестве рабочего инструмента), способность детей работать в системе « глаз-рука» (срисовывать, копировать, повторять графические элементы), отсутствует гибкость и точность в выполнении практических действий (неуклюжесть и неряшливость). Это значительно осложняет работу педагогов в начальной школе при обучении детей письму и грамоте, развитию речи и ручному труду. В.А. Сухомлинский писал, что « истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее …». Именно поэтому развитие мелкой моторики руки в старшем дошкольном возрасте имеет первостепенное значение. Данной проблеме уделяли внимание многие учёные, педагоги, врачи и др. специалисты. Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М. Монтессори и др. Они сделали вывод о необходимости предоставления ребёнку максимальных возможностей для развития его мелкой моторики и мускулатуры рук в период наибольшей восприимчивости к развитию движений, то есть от 0 до 6 лет. Доказали необходимость создания предметно-развивающей среды для детей с возможностью постоянного движения пальцами рук. Учёные Л.В. Занков, А. Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др. считают, что нарушения в развитии мелкой моторики или недостаточное развитие её является одним из характерных симптомов умственной отсталости и нервно-психических расстройств. И.А. Грошенков, Т. Н. Головина, М.Н. Нудельман, Н.М. Павлова, Ж.И. Шиф и другие специалисты пришли к выводу, что правильно организованная работа по развитию мелких мышц руки может стать коррекционной для детей с различными логопедическими проблемами. По данным исследований, проведённых Л.В. Антаковой–Фоминой и Б.И.Пинским, была подтверждена связь между практической и интеллектуальной деятельностью. Исследования педагога-новатора М.М. Кольцовой подтвердили, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» и способствуют умственному и речевому развитию дошкольника. Таким образом, можно констатировать единство взглядов всех ученых на то, что мелкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Именно мелкая моторика является показателем развития ребёнка.

С ранних лет ребёнка окружает предметная среда. Взаимодействие с ней осуществляется с первых месяцев жизни. Неосознанное наблюдение сменяется целенаправленным процессом изучения отдельных предметов окружающего мира. Хватательные действия, перекладывание из рук в руку, ощупыванием другие манипуляции позволяют развивать мелкие мышцы руки естественным способом. Со временем действия с предметами усложняются, а движения становятся более точными. Ребёнок учится держать чашку, ложку, может работать кисточкой и пластилином. В дошкольном возрасте навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Дети учатся работать с карандашом, ножницами, координируют глазомер с точностью движений пальцев. У них легко прививаются навыки самообслуживания(Самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки, помогать по дому и т.д.). Кроме того, развивать моторику можно разнообразными способами. Традиционными являются игры с мячом; мелкими деталями (конструктор, вкладыши, собирание природного материала в виде шишек, ракушек и т.п.); шнуровки, пазлы; работа с бумагой, глиной; пальчиковые упражнения и гимнастика. Среди нетрадиционных способов развития моторики можно выделить прикладное творчество. Оригами, тестопластика, квиллинг, вышивка, валяние, форс-айс и т. д. не только выполняют функцию творческого развития личности ребёнка, но и совершенствуют работу мелких мышц руки.

В последнее время большую популярность приобрела техника работы с бумагой квиллинг. Донателла Чиотти дала следующее определение понятию квиллинг – это искусство изготовления различных узоров из тонких, скрученных в спиральки полосок бумаги. Квиллинг также называют «бумагокручением» или бумажная филигрань. Из скрученных полосок можно составить плоскостные или объёмные композиции, напоминающие тонкую кружевную паутинку. За несколько минут можно получить двух- и трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая один в другой, создают каскад фигур, листьев, цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника. Примечательно и то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Квиллинг – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, но и колоссальные возможности реализовать свои возможности.

В результате изучения литературы было выявлено, что программ по ознакомлению с техникой квиллинг в дополнительном образовании недостаточно, но существует программа С.П. Плотниковой «Искусство квиллинга» Светлана Николаевна считает возможным «при некоторой корректировке методик и содержания деятельности» использовать данную программу в качестве основополагающей. На этой основе я смогла разработать модифицированную программу дополнительного образования детей по направлению «Квиллинг как способ развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста» Мой курс рассчитан на 36 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-25 минут в группах 5-7 человек. Основной принцип обучения от простого к сложному. В ходе обучения раскрываются теоретические вопросы данного вида искусства и практические особенности. К концу обучения дети должны обладать определёнными знаниями и умениями. В течение всего срока обучения проводятся коллективные и персональные выставки детских работ. Квиллинг успокаивает, снимает напряжение и импульсивность, развивает вкус. Он полезен для развития пространственного воображения, фантазии и глазомера. Дети с удовольствием занимаются квиллингом и получают удовлетворение от своей работы.

В итоге рассмотрения вопроса о значении и развития мелкой моторики можно сказать, что работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно и систематически. Ей необходимо уделять внимание и дома, и во время специально организованных занятий, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Одним из таких является квиллинг. Задания должны приносить ребёнку радость. Главное – научить его сочетать приятное с полезным!


САМООБРАЗОВАНИЕ

Воспитатель
Кочеткова Г.В.
САМООБРАЗОВАНИЕ
Тема: Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Продуктивная деятельность детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность.
Продуктивная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом.
В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. В процессе продуктивной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.
Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др.
На занятиях по художественному творчеству осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Этот процесс вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ.
Исходя из выше изложенного, ставится цель изучения данной проблемы:
определить наиболее эффективные приемы развития способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить психолого-педагогические источники по особенностям ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством – квиллинг(бумагопластика).
Способствовать формированию представления у педагогов, о новом декоративно-прикладном искусстве - квиллинг. Ознакомить с техникой выполнения квиллинга. Ознакомить слушателей с опытом ДОУ в данном направлении.
Разработать систему (Программу) работы по формированию у дошкольников декоративно-творческих способностей.
Апробировать систему на практике.
Определить эффективность разработанной системы занятий.
Исходя из поставленных задач, составлен план по теме самообразования.
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

- изучение научной, методической литературы,
- посещение лекций, семинаров,
-проведение мастер классов для педагогов и родителей.
- анализ и обобщение теоретических данных,
II этап (практический)
-составление программы «Квиллинг (бумагопластика)для детей дошкольного возраста».
- внедрение в практику полученных теоретических знаний,
- апробация программы.
III этап (обобщающий)
-обобщение опыта работы по теме самообразования,
- диагностика и анализ результатов работы.
I этап (информационно-ознакомительный)
Проанализирована методическая литература по теме самообразования:
Книга: "Забавные фигурки делаем из гофрокартона" Авторы: Л. В. Курочкина, Т. В. Щур, А. А. Ургард - мастера студии "Милое дело". Редактор: Деревянко Т.
Узоры из бумажных лент - Уолтер Хелен
Анна Зайцева: Квилинг: новые идеи для творчества.
Юртакова А., Юртакова Л.: Квилинг: создаем композиции из бумажных лент
Новикова И.В.: Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи - своими руками
Шилкова Е.А.: Квиллинг: поделки из бумажных лент
Изучен передовой опыт (знакомство с методической литературой, статьями в СМИ, интернете)

Разработаны консультации для педагогов и родителей по теме самообразования:
Тема: «Значение техники квиллинг для умственного и эстетического
развития »
Принято участие в работе семинаров, конференций, педсоветов ДОУ с проведением мастер- классов.
Проведены с детьми ознакомительные занятия по квиллингу с показом презентаций.
Анализ работы по теме самообразования
Проаназизаровав литературу, изучив технику бумагопластика («квиллинг), были проведены мастер – классы для родителей и педагогов.
.
Познакомив детей с техникой декоративно прикладного искусства «квиллинг» накоплен определенный опыт работы по теме самообразования.
С учетом особенностей нашей возрастной группы (вторая младшая) данное декоративно-прикладное искусство – квиллинг, очень заинтересовало детей.
Дети рассматривали картины созданные педагогами, презентацию.
С помощью педагога дети научились скручивать полоски, а затем выкладывать небольшой узор. Итогом работы с детьми получилась коллективная работа.
В следующим учебном году планируется продолжить работу по самообразованию по данной теме, что позволит более глубоко изучить данную проблему, накопить опыт обучения техники «квиллинг» дошкольников используя современные приемы и методы.
С этой целью намечены следующие мероприятия на следующий учебный год:
Составление и апробация программы



Тема: «Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».
II этап (практический)
составление программы «Квиллинг(бумагопластика)для детей дошкольного возраста».
внедрение в практику полученных теоретических знаний,
апробация программы.
Мероприятия:
Работа с родителями - Консультации, беседы, собрания, мастер -классы
Участие в работе семинаров конференций, педсоветов - Консультации для педагогов, выступление с докладами
Обмен опытом - Открытый показ и посещение открытых занятий
Подведение итогов работы - Диагностика и анализ результатов


Программа работы по теме самообразования для детей средней группы
(На первое полугодие.)
«Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».
Разрабатывая программу для детей дошкольного возраста, по нашей теме самообразования, мы стараемся обеспечить, построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное и всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное. Поэтому занятия по квиллингу мы будем проводить 2 раза в месяц (по подгруппам).
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как средством умственного и эстетического развития детей.
Задачи программы:







ПЛАН.
Сентябрь
1.Знакомство с бумагой для квиллинга
-познакомить детей с историй квиллинга (показ презентации)
-показать готовые изделия.
2.Знакомство с бумагой и инструментами для квиллинга
-заинтересовать детей
-начинать учить скручивать колечки.
Октябрь
3.Формы для квиллинга.
-продолжать учить детей скручивать колечки добиваясь аккуратности и учить заклеивать кончик изделия
4. Формы для квиллинга.
- познакомить детей с формой листик, совершенствовать технику
Ноябрь
5. Составление узора «снежинка»
-показать детям снежинку из квиллинга
-начать делать заготовки для снежинки
6. Составление узора «снежинка» (продолжение)
-продолжать с детьми делать заготовки
-формировать у детей желание делать аккуратно
Декабрь
7. Составление узора «снежинка» (продолжение)
-подготовить с детьми основу для снежинки
-выложить на ней снежинку и объяснить детям как склеиваться детали между собой
8. Составление узора «снежинка»(продолжение)
Окончательное оформление открытки

В нашей группе темой самообразования является «Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста». В течение первого полугодия нами проводились занятия с детьми среднего возраста один раз в две недели (учитывая нагрузку детей и режим дня).
За данный период целями которого были следующие задачи:
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Создание условий для позитивного восприятия ребенка окружающего мира;
Организация предметно – развивающего, образовательного пространства для максимального раскрытия интеллектуально – творческого потенциала каждого ребенка в рамках дошкольного стандарта.
С поставленными задачами справились не все дети в группе, поскольку небыли учтены индивидуальные особенности детей, такие как внимание, память, усидчивость, развитие дифференциальных движений кистей рук, особенности психического и физического развития.
Однако у большинства детей занятие бумагой пластикой вызвало огромный интерес.
Учитывая индивидуально – личностный подход к каждому ребенку, с некоторыми детьми проводились дополнительные занятия в индивидуальном порядке.
Все дети в группе к концу полугодия были познакомлены с техникой»квиллинг».
В целом все дети в группе освоили две формы для бумагокручения
(колечко и листик).

Для выявления эффективности темы самообразования, по итогам первого полугодия, проанализировав работы детей и их возможности мы составили следующую диаграмму.
Мы, остановились, как считаем на наш взгляд на двух критериях.



Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 1

Считаем, что целесообразно продолжить работу по выбранной теме самообразования.
Программа работы по теме самообразования для детей средней группы
(На второе полугодие)
«Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».
Продолжая работу по теме самообразования, цель программы остается.
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как средством умственного и эстетического развития детей.
Задачи второго полугодия:
Совершенствовать навыки работы с бумагой.
Продолжать обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать у детей творческую разработка собственного замысла и его воплощение в соответствии со своими внутренними критериями качества.
Продолжать формировать умения следовать устным инструкциям.
Развивать способности эстетического и художественного восприятия;
Продолжать создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать ВПФ.
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Продолжать воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Организация предметно – развивающего, образовательного пространства для максимального раскрытия интеллектуально – творческого потенциала каждого ребенка в рамках дошкольного стандарта.
На основе искусствоведческих и психолого - педагогических исследований нами была разработана серия занятий, способствующих развитию эстетического развития ребенка.
В основу легли следующие принципы:
поэтапность (от простого к сложному).
сочетание техник.
использование инновационной техники.
План работы.
Январь.
9. Формы для квиллинга.
-совершенствовать умение детей скручивать колечки добиваясь аккуратности и учить заклеивать кончик изделия.
Февраль.
10.Формы для квиллинга.
-продолжать знакомить детей с новыми формами для квиллинга.
11. Составление композиции «Цветок для мамы».
- показать детям открытку из квиллинга в подарок маме, и начать делать заготовки для нее.
(работа ведется подгруппами и индивидуально, в зависимости от уровня умения ребенка)
-начать делать заготовки для открытки.
Март
12. Составление композиции «Цветок для мамы». (продолжение).
-подготовить с детьми основу для открытки
-выложить на ней цветок и объяснить детям как склеиваться детали между собой.
13. Составление коллективной композиции.
-начать с детьми делать заготовки для составления коллективной композиции.
-формировать у детей желание делать аккуратно.
Апрель
14. Составление коллективной композиции. (продолжение)
-продолжать с детьми делать заготовки для составления коллективной композиции.
-формировать желания делать аккуратно.
15. Составление коллективной композиции (продолжение)
-продолжать с детьми делать заготовки для составления коллективной композиции.
-собирать из деталей цветы и листочки.
Май.
16.Составление коллективной композиции (окончание)
-Окончательное оформление композиции
Анализ работы по теме самообразования.
Поскольку развивающие функции продуктивной деятельности (а техника « квиллинг» относится в продуктивной деятельности детей) связана с широким спектром способностей, умений и навыков. Она развивает у детей способность к длительным волевым усилиям, которые направлены на достижение цели; развивает воображение, образное мышление, способность соотносить целое и части.
Во втором полугодии были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей, поэтому проводились индивидуальные занятия с детьми.
С детьми проводились предварительные беседы со всей группой, а основная работа велась небольшими подгруппами детей.
Занятие бумагой пластикой продолжает вызывать интерес детей.
Все дети в группе к концу года освоили технику квиллинга.
Дети стали самостоятельно или с помощью педагога, создавать эти формы и небольшие композиции.
Нами выявлены некоторые особенности усвоения детьми выразительных средств и эстетического развития детей с помощью нашей серии занятий:
у детей, не отдающих предпочтение продуктивными видам деятельности, возникает интерес к техники «квиллинг».
детей привлекает простота создания картин.
разнообразие техники и их новизна стимулирует фантазиюдетей, развивает их воображение и их творческие способности,способствует формированию выразительных образов.
Детям очень важен конечный результат, особенно если продукт творчества можно забрать домой, в изготовлении которого они принимали участие.
Диагностика результатов за год(таблица 2):
(в диаграмме используется количество детей по списку 24 ребенка)
1.Интерес ребенка к данному виду творчества.
2.Степень умения и навыка ребенка (получается или нет)
Таблица 2(данные по итогам года)

Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 1(данные за 1 полугодие)

Анализ результатов темы самообразования позволяет сделатьвывод, что результаты сравнения показываютзначительное повышение уровня эстетического развития в инновационной технике «квиллинг» у детей среднего дошкольного возраста.На конец года работы детей характеризуютсяболее совершенным мастерством, более аккуратными, правильным расположением композиции. Дети больше проявляли творческий интерес, более самостоятельно действовали, активно используя новую технику, правильно передавали форму и пропорции предметов, использовали большой спектр цветов.
По результатам темы самообразования можно сделать следующие выводы:
Проведенное исследование показало эффективность серии занятий по бумагопластики с детьми с целью умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста, которое направлено на возникновение интереса у детей к деятельности, формирование разнообразных знаний и представлений о новом виде продуктивной деятельности..
В проведенном исследовании проверены педагогические условия совершенствования
Разработанная нами серия занятий проходила поэтапно - от простого к сложному.
на занятиях была создана эмоционально благоприятная,творческая атмосфера, способствующая формированию иразвитию интереса к процессу бумагопластике.
детям будет предоставлен выбор материалов способствующих формированию интереса к работе и результату.
в цикле занятий введена нетрадиционная техника, для дошкольного учреждения – бумагопластика (квиллинг)направленная на формирование умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста.
Таким образом, задачи, поставленные в тема самообразования, решены, занятия по бумагопластике оказывают положительное влияние на формирование умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста.
Мы планируем продолжить работу по данной проблеме
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми среднего дошкольного возраста по организации продуктивной деятельности в процессе занятие бумагопластикой (квиллингом).
По результатам проведенногоисследования, наглядно продемонстрировавшим, что бумагопластика представляет собой одно из наиболее привлекательных и доступных видов работ в дошкольном возрасте, можно сделать следующий вывод:
Продуктивная деятельность является сложной, многовидовой, многооперациональной художественно-трудовой деятельностью, она содержит потенциальный эффект воздействия на художественное, трудовое воспитание, развитие познавательной и творческой активности детей.
Поэтому можно рекомендовать воспитателям:
Использование нетрадиционных техники квиллинг
(бумагопластика) которые несут в себеэлементыхудожественной
оригинальности, нестандартности мышления и исполнения, обладают большим потенциалом по формированию у детей положительного отношения к изобразительной деятельности, удовлетворению их потребности в самовыражении, развитию их познавательных и творческих способностей, развитию выразительности в работах детей.
В процессе продуктивной деятельности в ходе специально
организованной работы с детьми среднего дошкольного возраста
станет доступным создание выразительных образов, развитию которых способствует освоение специфических средств выразительности: стилизованность изображения, правильное расположение композиций, декоративность колорита, техничность приклеивания элементов.
Повышению уровня умственного и эстетического развития детей
дошкольного возраста способствует работа в различных техниках, в том числе и техника бумагопластики, дети осваивают новые способы создания выразительных образов, учатся сочетать разные техники в одной работе.
Надо формировать эстетическое восприятие детей способом
отражения действительности, обусловленным назначением изделий, особенностями материалов, техники исполнения и характерными средствами выразительности.
Формирование и совершенствование, эстетического восприятия и
умственного развития у дошкольников должно осуществляться поэтапно в процессе специально организованного обучения.
Рекомендуемые методы в работе с детьми по направлению бумагопластики
Использование мультимедийного оборудования (показ презентаций)
словесность и наглядность инструкций
индивидуальный подход
рассматривания и обсуждения композиций иллюстраций и наглядного материала,
выполнение творческих заданий, которые хорошо зарекомендовали себя в экспериментальной работе.